Деятельность строительных рейтинговых агентств в РФ предлагается урегулировать отдельным законом
Разработан проект федерального закона "О деятельности строительных рейтинговых агентств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Документ внесен в Госдуму депутатами Eленой Николаевой, Анатолием Аксаковым и Анатолием Карповым.
Указанный закон подготовлен в целях:
- создания системы сопоставимого оценивания деятельности юридических лиц и ИП и их способностей исполнять взятые на себя обязательства по выполнению работ, оказанию услуг и поставке товаров в строительной сфере;
- повышения открытости и инвестиционной привлекательности строительной сферы;
- обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повышения информационной открытости застройщиков, осуществляющих строительство в соответствие Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- обеспечения защиты прав и законных интересов рейтингуемых лиц, пользователей рейтингов конкурентоспособности, а также строительных рейтинговых агентств.
Под рейтинговой деятельностью в строительной сфере понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе и направленная на совершение присвоения, отказа в присвоении, подтверждения, пересмотра, отзыва рейтингов конкурентоспособности и составления прогнозов по присвоенным рейтингам конкурентоспособности на основе анализа информации в соответствии с методологией строительного рейтингового агентства. Установлены принципы осуществления такой деятельности – открытость, равенство прав рейтингуемых лиц, независимость, объективность, а также конфиденциальность информации, полученной от рейтингуемого лица.
Законопроектом предусмотрено ведение единого реестра строительных рейтинговых агентств. В него планируется включать сведения о строительных рейтинговых агентствах, соответствующих отдельным требованиям:
- для юридических лиц – регистрация в форме хозяйственного общества, наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 10 млн руб., наличие собственных средств в размере не менее 5 млн руб., наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества;
- для учредителей (акционеров, участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, – отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономики, отсутствие приговора суда о признании виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1, 195-197 УК РФ, отсутствие решения суда о признании виновным в причинении убытков юридическому лицу при исполнении обязанностей члена совета директоров, члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица.
Одновременно для включения в реестр необходимо наличие методологии строительного рейтингового агентства с описанием всех ключевых количественных и качественных факторов. Такая методология должна предусматривать непрерывность ее применения и возможность сопоставления рейтингов конкурентоспособности различных рейтингуемых лиц и т. д.
Также установлено, что рейтинговую деятельность в строительной сфере могут осуществлять только юридические лица, сведения о которых внесены уполномоченным федеральным органом в указанный реестр. Такая деятельность осуществляется на основании договоров возмездного оказания услуг.
Отдельные главы законопроекта посвящены:
- организационной структуре строительного рейтингового агентства (рейтинговым аналитикам, рейтинговым и методологическим комитетам);
- порядку осуществления рейтинговой деятельности в строительной сфере;
- регулированию и контролю деятельности строительных рейтинговых агентств.
Кроме того, предусмотрено установление административной ответственности за нарушение порядка осуществления рейтинговой деятельности в строительной сфере. В частности, за осуществление рейтинговой деятельности в строительной сфере юридическим лицом, не включенным в единый реестр строительных рейтинговых агентств, а равно предоставление при подаче заявления о включении в такой реестр заведомо недостоверных сведений планируется наказывать юридических лиц штрафом в размере 100-150 тыс. руб. За не уведомление строительным рейтинговым агентством уполномоченного федерального органа о внесенных в методологию такого строительного рейтингового агентства изменениях штраф для строительного рейтингового агентства может составить 150-200 тыс. руб, а за повторное совершение такого деяния – приостановление деятельности строительного рейтингового агентства на срок до 90 суток.
Предполагается, что в случае принятия предлагаемого законопроекта юридические лица, осуществляющие на территории России деятельность, имеющую признаки рейтинговой деятельности в строительной сфере, должны будут в течение шести месяцев привести свою деятельность в соответствие с новыми правилами.