Новости и аналитика Новости Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров: "Никакого "огосударствления" третейского разбирательства не происходит"

Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров: "Никакого "огосударствления" третейского разбирательства не происходит"

Вадим Чубаров: "Никакого "огосударствления" третейского разбирательства не происходит"Реформа третейского разбирательства близится к завершению – 15 декабря Госдума приняла в третьем чтении два закона: об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ (далее – закон об арбитраже), который должен заменить действующий в настоящее время Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", и о внесении изменений в законодательство в связи с принятием закона об арбитраже1.

Предполагается, что оба документа вступят в силу с 1 сентября 2016 года. Работа по подготовке законопроектов, предусматривающих реформирование системы третейских судов, была начата Правительством РФ совместно с ТПП РФ и РСПП еще в 2013 году по поручению главы государства Владимира Путина (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086) и сопровождалась многочисленными дискуссиями. О том, что данная реформа до сих пор вызывает споры, свидетельствует и тот факт, что за принятие указанных законов проголосовали чуть более половины депутатов Госдумы: 245 – за первый, 239 – за второй.

Одна из основных претензий противников принятия закона об арбитраже заключается в том, что он, по их мнению, направлен на "огосударствление" третейского разбирательства. Этот довод связан в первую очередь с предусмотренной документом необходимостью получения разрешения Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Именно в форме постоянно действующих арбитражных учреждений при НКО, согласно закону, должны создаваться органы, которые будут заниматься администрированием арбитража: обеспечивать процедуры выбора, назначения или отвода арбитров, вести делопроизводство, распределять арбитражные сборы. А третейский суд в новой терминологии – это единоличный арбитр или коллегия арбитров, рассматривающих конкретное дело. Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров с мнением об "огосударствлении" третейского разбирательства категорически не согласен. "Никакого "закручивания гаек" не происходит. Само третейское разбирательство как было независимым, так независимым и остается. Реформа была направлена на наведение порядка в работе тех учреждений, которые администрируют споры. Таких арбитражных учреждений в настоящее время около 2500. Чем они занимаются и как работают, не может сейчас проконтролировать никто", – заявил он в ходе прошедшей вчера в ТПП РФ пресс-конференции: "Реформа третейского разбирательства".

Важно, что, согласно закону об арбитраже, Правительство РФ будет принимать решение о предоставлении или непредоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России. В состав данного совета должны входить представители органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, юридического, научного и предпринимательского сообщества. При этом госслужащие не могут занимать более трети состава совета. Таким образом, остальные две трети состава структуры, непосредственно отвечающей за принятие решения о возможности создания при конкретной НКО арбитражного учреждения, будут занимать заинтересованные лица, в частности предприниматели. 


Каким образом можно взыскать денежные средства по решению третейского суда? Ответ – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Эксперты подчеркнули, что вступление закона об арбитраже в силу в случае одобрения его Советом Федерации и подписания Президентом РФ с 1 сентября следующего года не означает того, что с этой даты начнут ликвидироваться существующие третейские суды. Документом предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня вступления его в силу Правительство РФ должно установить порядок выдачи разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Только по истечении одного года с момента утверждения этого порядка действующие третейские суды, которые не получат указанного разрешения кабинета министров, должны будут прекратить свою деятельность. При этом создаваемые после 1 сентября 2016 года арбитражные учреждения должны будут соответствовать требованиям нового закона.

Кроме того, в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона об арбитраже Правительство РФ должно будет установить порядок депонирования в Минюсте России правил постоянно действующего арбитражного учреждения. Эти правила – документ, аналогичный регламентам разрешения споров действующих третейских судов. Арбитражное учреждение сможет осуществлять свою деятельность только после того, как данные правила будут задепонированы в Минюсте России и опубликованы на сайте учреждения.

Не нужно будет получать разрешения Правительства РФ на осуществление арбитража только Международному коммерческому арбитражному суду (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) при ТПП РФ. Однако и МАК, и МКАС должны будут разработать и задепонировать свои правила арбитража, причем уже к 1 февраля 2017 года. Председатель МКАС и МАК Алексей Костин подчеркнул: для того чтобы учреждения соответствовали требованиям закона об арбитраже, нужно провести большую работу. В частности, МКАС и МАК так же, как и все остальные арбитражные учреждения, должны будут утвердить рекомендованные ими списки арбитров, включающие как минимум 30 человек, не менее трети которых должны иметь ученую степень, а не менее половины – обладать 10-летним (или более) опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или судей государственных судов.

В заключение председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отметил, что после вступления в силу закона об арбитраже далеко не все экономические споры будут рассматриваться арбитражными учреждениями, но наведение порядка в деятельности третейских судов в любом случае повысит уровень доверия к ним.

Подробнее о положениях закона об арбитраже и закона, вносящего изменения в действующее законодательство в связи с принятием закона об арбитраже, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после их подписания Президентом РФ.

Документы по теме:

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"

Читайте также:

Систему третейского судопроизводства могут усовершенствовать
Предлагается создать в России современный и эффективный механизм правового регулирования института арбитража.

Аффилированность третейского суда – не основание для отмены его решения

Аффилированность третейского суда – не основание для отмены его решения
КС РФ посчитал, что третейский суд, созданный при организации, может рассматривать дела с участием этой организации.

Алексей Кравцов: "В нашей стране фраза "Я подам на тебя в суд!" вызывает легкую улыбку"
Алексей Кравцов: "В нашей стране фраза "Я подам на тебя в суд!" вызывает легкую улыбку"
Председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы, председатель Союза третейских судов

 

______________________________

1С текстами законопроекта № 788111-6 "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и законопроекта № 788159-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.