Предлагается уточнить статус государственных научных центров
Минобрнауки России намерено усовершенствовать правовое регулирование создания и работы государственных научных центров, закрепив его основы отдельной статьей Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее – закон о науке и государственной научно-технической политике). Планируется уточнить критерии, которым должна соответствовать научная организация для присвоения ей статуса государственного научного центра. По мнению ведомства, одним из условий для этого должно быть лидерство организации в той или иной отрасли (научном направлении). Предусмотрено, что статус государственного научного центра присваивается сроком на пять лет и может быть неоднократно продлен. При этом порядок присвоения и продления статуса государственного научного центра должно будет утвердить Правительство РФ.
В настоящее время законодательство предусматривает возможность наделения научных организаций таким статусом по решению кабмина, но не конкретизирует порядок подобной процедуры, равно как и правовой статус научных центров (п. 2 ст. 5 закона о науке и государственной научно-технической политике).
Минобрнауки России планирует закрепить возможность предоставления государственным научным центрам налоговых льгот и иных мер государственной поддержки. Предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня присвоения научной организации статуса государственного научного центра должна быть утверждена программа реализации функций научного центра, включающая перечень основных научных и (или) научно-технических проектов (в том числе предусматривающих проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, инновационных проектов). Утверждению в трехмесячный срок будет подлежать и перечень ожидаемых научных и научно-технических результатов на среднесрочный период, которые должны быть достигнуты государственным научным центром, включая прогноз социального и (или) экономического эффекта от передачи и использования полученных им результатов интеллектуальной деятельности, а также разработанных технологий. В этот же срок должны быть согласованы условия передачи прав на использование полученных результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам.
К слову, государственные научные центры смогут требовать от государства неисключительного права использования результатов интеллектуальной деятельности, когда такое право требования предусмотрено для Российской Федерации.
Соответствующий законопроект1 представлен для общественного обсуждения. В пояснительной записке к документу отмечается, что за последний год в системе государственных научных центров наблюдается значительная динамика по созданию и выявлению охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Если прирост соответствующего показателя по России за последний год в расчете на одного исследователя составляет чуть более 5%, то государственные научные центры обеспечили прирост на 90%.