Новости и аналитика Новости Россия занимает лидирующие места в международных исследованиях качества образования TIMSS и PIRLS

Россия занимает лидирующие места в международных исследованиях качества образования TIMSS и PIRLS

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов: "С 2022 года к перечню обязательных предметов ЕГЭ добавится иностранный язык"Регулярные нововведения в области образования принесли положительные результаты. Если в 2013 году российские школьники на международных олимпиадах завоевали 35 медалей, то в 2014 году медалей было уже 38. Порадуют ли нас результаты этого года – пока неизвестно: олимпиады еще продолжаются и итоги года не подведены. Так, вчера состоялось открытие XX Международной астрономической олимпиады в Казани. Однако наша команда уже завоевала четыре золотые и одну серебряную медаль по физике, две золотые и две серебряные медали по химии, две золотые, одну серебряную и одну бронзовую медаль по биологии. "В состязании по математике мы в этом году, к сожалению, остались без золотых медалей: все шесть участников привезли серебро, хотя некоторые из них были очень близки к золоту", – рассказал Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Но олимпиада – не единственный показатель всеобщего признания российской системы образования. Это подтвердили все эксперты Первой международной конференции "Эволюция оценки качества образования", которая собрала вчера в Москве ведущих экспертов в области школьной аттестации. Во время последнего Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, проведенного в 2011 году, наши четвероклассники заняли второе место и уступили лишь сверстникам из Гонконга. В последнем туре данного исследования приняли участие около 325 тыс. детей из 50 стран мира, из них 4,5 тыс. – российские школьники.

А во время оценки знаний учащихся в рамках Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS четвероклассники из России заняли 10-е место, а восьмиклассники – 6-е. При этом всего в исследовании принимало участие более 600 тыс. учеников начальной школы из 62 стран. Таким образом можно констатировать, что наша страна занимает лидирующие места в различных международных исследованиях.

Однако хорошие результаты школьников не означают конец образовательной реформы. Так, Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что сейчас в ведомстве активно обсуждается вопрос обязательной сдачи ЕГЭ по истории, а с 2022 года к перечню обязательных предметов добавится иностранный язык. Кроме того, Рособрнадзор планирует через 3-4 года внедрить при проведении ЕГЭ новую технологию: измерительные материалы будут печататься непосредственно в пункте сдачи экзамена, а после его завершения – сразу сканироваться и отправляться на обработку. По мнению Сергея Кравцова, это позволит полностью исключить человеческий фактор до и после проведения ЕГЭ, а значит, приведет к более объективным результатам.

Останавливаться на достигнутом в Минобрнауки России и Рособрнадзоре не собираются. По словам Дмитрия Ливанова, ключевыми задачами политики в этой области являются обеспечение доступности образования для всех граждан страны, улучшение качества результатов образования на всех его уровнях, укрепление единства образовательного пространства и повышение международной конкурентоспособности образования и науки. Для достижения поставленных целей в России с 2014 года проводится национальное исследование качества образования. "Мы примерно понимаем, какое место занимает Россия на международной арене, но мы мало знаем о ситуации в регионах. Поэтому с прошлого года в субъектах федерации начали проводиться исследования, аналогичные международным TIMSS и PIRLS. Мы смотрим на результаты и в случае необходимости оказываем помощь тем или иным школам", – поделился Сергей Кравцов. Кроме того, ведомство разработало программу Всероссийских проверочных работ, которая позволит учебным заведениям проводить ежегодную самодиагностику по общеобразовательным предметам с учетом единых федеральных стандартов. Теперь любая школа сможет оценить свой уровень и выявить насущные проблемы. Интересно, что хотя такая проверка не является обязательной, ее результаты заносятся в единую информационную систему. "Я думаю, было бы целесообразно создать международный совет по обсуждению критериев оценки школьников и учителей, а также региональной системы оценки. Важно понимать, какие решения должны следовать по итогам оценочных процедур. Объективная оценка и корректное использование ее результатов повышают качество образования и служат стимулом для его развития", – заявил Сергей Кравцов.

Напомним, формирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций поручено Правительству РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Качество образования на отлично!

Качество образования на отлично!
Помимо независимой оценки и общественно-профессиональной аккредитации вузов в России может появиться студенческий мониторинг качества высшего образования.

Сергей Пепеляев

Сергей Пепеляев: "Санкции приходят и уходят, а кушать хочется всегда"
Интервью с Управляющим партнером юридической компании "Пепеляев Групп".

Мнение:  

Журин Алексей

Основные проблемы внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов
Федеральные государственные образовательные стандарты – это принципиально новые для отечественной школы документы. Они стандартизируют в школьной жизни практически все: какие документы требуются для процесса обучения, в каком объеме, какое оборудование необходимо для ведения учебного процесса. Единственно, чего в них нет, так это конкретного содержания образования.

Журин Алексей,
Заместитель директора по научной работе Федерального государственного научного учреждения "Институт содержания и методов обучения Российской академии образования", д.п.н.