Владимир Слепак: "Сегодня невозможно определить организацию, которая возместила бы ущерб лицам, лишившимся прав по вине недобросовестной автошколы"
Член Общественной палаты РФ Владимир Слепак предложил механизм защиты прав выпускников автошкол, не получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности. Отметим, что в последнее время начинающих водителей лишают прав по этому основанию. Например, подобный случай в сентябре текущего года был зафиксирован в Краснодарском крае. При этом гарантий возврата денег за обучение для учеников таких автошкол нет.
Слепак считает, что для защиты их прав Пленум ВС РФ должен дать разъяснения по вопросу о том, в каких случаях исковые требования участников судебных разбирательств могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
Он поясняет, что сегодня суды, рассматривая дела об аннулировании водительских прав у выпускников автошкол в связи с допущенными автошколой нарушениями, руководствуются не ГПК РФ, а КоАП РФ – и это негативно сказывается на защите прав указанных лиц. Дело в том, что в настоящее время пострадавшая сторона в рамках рассмотрения административного дела в суде не может заявить исковые требования к автошколе. К примеру, потребовать возмещения расходов на обучение или компенсацию за причинение морального вреда.
МНЕНИЕ
Фото: www.oprf.ru |
Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ, сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации:
"И без того угнетенный водитель должен дождаться вступления в законную силу соответствующего решения суда об аннулировании его прав (от трех до четырех месяцев), и только потом он получит возможность обратиться в суд с новым иском к автошколе. А она, в свою очередь, за указанный период может вступить в процедуру ликвидации, банкротства или просто-напросто израсходовать денежные средства, полученные ею от многочисленных обученных ранее лиц, осознавая неизбежность новых исковых производств. Сегодня невозможно определить организацию, которая возместила бы ущерб лицам, лишившимся прав по вине недобросовестной автошколы".
Напомним, что по действующему законодательству автошкола должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности (п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ), заключение о соответствии материально-технической базы установленным требованиям, выданное Госавтоинспекцией, и образовательные программы, также согласованные с Госавтоинспекцией (подп. "д" п. 5, подп. "е" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Требования к работе автошкол этими нововведениями, которые вступили в силу в августе 2014 года, были существенно ужесточены – к примеру, в результате поправок был установлен минимальный размер автодрома в размере 0,24 га, а общий объем практических занятий возрос с 50 академических часов до 56 астрономических часов. По данным Межрегиональной ассоциации автошкол, за год действия новых правил с заявлениями о согласовании программ и выдаче заключений в подразделения Госавтоинспекции обратились 6204 автошкол, при этом по результатам рассмотрения согласованы рабочие программы 5795 организациям (93% от общего числа обратившихся), а заключения выданы 5329 организациям (86%).
Ознакомиться с перечнем автошкол соответствующего региона, в отношении которых согласование еще не завершено, а также со списком автошкол, которые не смогли его пройти, можно на официальном сайте Госавтоинспекции в разделе "Автошколы".