Некоторые регионы нашей страны могут получить статус особо значимых аграрных субъектов
Вчера в Общественной палате состоялись "нулевые чтения" законопроекта "Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации"1. Данный документ внесен на рассмотрение Госдумы Алтайским краевым Законодательным Собранием, которое занималось его разработкой с 2008 года. Суть инициативы состоит в том, чтобы присвоить определенным регионам нашей страны статус особо значимых аграрных субъектов. Это позволит региону получать дополнительную государственную поддержку – финансирование научно-исследовательских работ, товарные кредиты, возможность продажи определенного количества сельскохозяйственной продукции государству, закрепление минимальных закупочных цен и т. д. Предполагается, что присвоение такого статуса отдельным регионам будет происходить в течение переходного периода 2014-2018 годов. Планируется, что перечень регионов, которые получат особый статус и господдержку, будет определяться исходя из следующих показателей за трехлетний период:
- общая площадь пашни и сельскохозяйственных угодий;
- доля благоприятных почв для ведения сельского хозяйства;
- доля сельского населения в общей численности населения региона;
- доля вывоза продовольственной продукции за пределы региона;
- доля производства продуктов первой необходимости в общем объеме сельскохозяйственной продукции.
По замыслу разработчиков законопроекта, порядок присвоения статуса особо значимого аграрного субъекта, а также минимальные значения указанных показателей должно установить Правительство РФ. В случае существенного занижения установленных показателей оценки статус особо значимого аграрного субъекта может быть прекращен досрочно. Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор составил примерный перечень особо значимых аграрных субъектов, в который вошли республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Оренбургская, Волгоградская, Саратовская и Ростовская области.
Председатель Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева объяснила, почему статус особо значимого аграрного субъекта следует присваивать всему региону, а не отдельной его территории. По мнению эксперта, такое деление предложено с учетом федеративного устройства России. "У нас в стране существуют законно избранные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. С ними удобно иметь дело. А все иные "клочки" территорий, в том числе на стыках разных регионов России, которые предлагалось выделять на стадии работы над документом, неуправляемы в принципе", – заметила Лидия Михеева.
Не все эксперты безоговорочно поддерживают принятие законопроекта. Например, председатель Общественной палаты Магаданской области Яков Радченко и председатель Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Любовь Чистова считают, что законопроект ставит регионы в неравные условия, поскольку сельским хозяйством занимаются на всей территории России, а поддержку предлагается оказать лишь некоторым субъектам федерации. Лидия Михеева ответила на это: "Хочу заметить, что и в Госдуме, и в Общественной палате РФ на протяжении последних двух лет обсуждается немало законопроектов, ставящих одни регионы в особое положение перед другими. Чего только стоит закон о свободном порте Владивосток. Заметьте, разработчики законопроекта об особо значимых аграрных субъектах не требуют принятия закона об Алтайском крае – они говорят о том, что надо выделить и в течение обозримого периода времени оказывать поддержку тем субъектам, которые уже продемонстрировали свой вклад в аграрную политику".
Авторы законопроекта надеются, что новые нормы будут способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны, улучшению демографической обстановки на селе, росту производства в пищевой и перерабатывающей промышленности, созданию благоприятных социально-экономических условий и т. д. А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов и вовсе уверен, что в случае принятия законопроекта в самой ближайшей перспективе Россия сможет перейти от импортозамещения к экспортной экспансии.
Дальнейшее рассмотрение законопроекта возможно только после получения положительного заключения на него от Правительства РФ. Напомним, оно необходимо для всех инициатив, требующих дополнительного федерального финансирования (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).