Судам могут разрешить ограничивать права владельцев ценных бумаг, если на эти бумаги наложен арест
Предлагается установить, что в необходимых случаях суд может ограничить права владельца ценных бумаг (на получение имущества или прибыли, на участие в управлении акционерным обществом и др.), если на эти бумаги наложен арест. Соответствующий законопроект1 внесен на рассмотрение Госдумы депутатами Вадимом Соловьевым и Юрием Синельщиковым.
Действующим законодательством установлены особенности наложения ареста на ценные бумаги в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением, а также в целях обеспечения исполнения наказания в виде штрафа или возможной конфискации имущества (п. 1 ст. 116 УПК РФ). При этом в случае наложения ареста на ценные бумаги их владелец фактически не ограничен в правах на использование возможностей, которые они предоставляют.
В уголовном судопроизводстве складывается такая практика, при которой суд даже в случае наличия достаточных оснований для запрета владельцу ценных бумаг пользоваться закрепленными ими правами, не может ограничить его доступ к таким правам. В итоге недобросовестные владельцы арестованных ценных бумаг продолжают получать по ним имущество, прибыль или участвовать в управлении акционерным обществом, в том числе выводя из него активы. Таким образом арестованные ценные бумаги обесцениваются, и в отношении них становится невозможным исполнение приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.
По словам авторов законопроекта, сегодня нередки случаи, когда следственные органы не могут добиться того, чтобы для преступных организаций был запрещен доступ к правам, закрепленным акциями. Это относится к случаям, когда такие организации осуществляют рейдерские захваты акционерных обществ и пользуются возможностями их ценных бумаг. Таким образом за счет захваченных акционерных обществ финансируется деятельность организованных преступных сообществ.
Инициаторы поправок надеются, что принятие закона на основе внесенного ими законопроекта позволит повысить эффективность меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на ценные бумаги, а также обеспечит возможность оперативно пресекать угрозы, связанные с захватом акционерных обществ.