Новости и аналитика Новости Полномочия прокуроров в досудебном судопроизводстве могут расширить

Полномочия прокуроров в досудебном судопроизводстве могут расширить

Полномочия прокуроров в досудебном судопроизводстве могут расширитьПрокурорам могут передать ряд полномочий, которыми обладают сегодня руководители следственного органа. Последние, в свою очередь, могут быть наделены новыми правами и обязанностями. Соответствующий законопроект1 внесен на рассмотрение Госдумы группой депутатов.

Предлагается предоставить прокурорам право возбуждать дела всех категорий (публичного, частно-публичного и частного обвинения). В настоящее время такие полномочия закреплены за органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа и следователем (ч. 1 ст. 146 и ч. 4 ст. 147 УПК РФ).

Согласно законопроекту, ч. 2 ст. 37 УПК РФ будет дополнена новым п. 2.1, предоставляющим прокурорам полномочие осуществлять производство и расследование уголовных дел в некоторых случаях. А именно: при отводе следователя или дознавателя, а также в случае, когда эти лица отстранены от дальнейшего производства расследования ввиду допущенных нарушений УПК РФ и при невозможности заменить их иным лицом, осуществляющим расследование.

Обязан ли прокурор извещать субъекта проверки о времени и месте предстоящей прокурорской проверки? Узнайте из материала "Прокурорские проверки" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Инициаторы поправок также предлагают разрешить прокурорам совершать следующие действия в отношении следователей:

  • давать им письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • утверждать вынесенные ими постановления на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять любые незаконные или необоснованные постановления, вынесенные ими;
  • разрешать отводы, заявленные им, а также их самоотводы;
  • отстранять от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ;
  • приостанавливать или прекращать производство по любому уголовному делу.

В настоящее время в пределах своей компетенции обвинители уполномочены осуществлять аналогичные действия (за исключением последнего) только в отношении нижестоящих прокуроров, а также дознавателей (ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В случае принятия федерального закона на основе внесенного законопроекта будет установлено, что избранная в ходе досудебного производства мера пресечения по утвержденному прокурором постановлению может быть отменена или изменена только с согласия последнего, независимо от того, кем было принято решение об избрании меры пресечения. Актуальной редакцией УПК РФ регламентировано: согласие прокурора на принятие подобных решений обязательно, только если они были приняты дознавателем (ч. 3 ст. 110 УПК РФ).

Кроме того, предлагается отменить срок, установленный для вынесения прокурором мотивированного постановления относительно законности решений руководителя следственного органа (или следователя) о приостановлении предварительного следствия или о прекращении уголовного дела. Напомним, что сегодня прокурор обязан вынести соответствующее постановление не позднее 14 дней с момента получения материалов уголовного дела (ч. 1.1 ст. 211ч. 1 ст. 214 УПК РФ).

При этом народные избранники планируют наделить руководителей следственных органов правом производить отдельные следственные и процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству, а руководителей подразделений дознания – полномочием давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Авторы законопроекта объясняют необходимость реформирования УПК РФ тем, что после лишения прокуроров ряда надзорных полномочий в 2007 году в связи с созданием Следственного комитета РФ (Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ) было отмечено резкое изменение качества предварительного следствия в стране в худшую сторону. Так, по данным парламентариев, за последние три года число следователей, привлеченных к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров, увеличилось на 50%. Предполагается, что расширение полномочий обвинителей в досудебном уголовном судопроизводстве усилит законность в этой сфере, повысит эффективность работы следственного аппарата, а также позволит пресекать встречающиеся случаи круговой поруки среди руководителей.

 Документы по теме:

 Новости по теме:

Материалы по теме: 

Налоговый вычет при покупке квартиры: рассчитываем по-новому

Есть ли предел у полномочий органов прокуратуры при проверках НКО?
КС РФ постановил, что прокуроры не должны сами определять продолжительность проверок и сроки устранения выявленных нарушений.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 872311-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.