Общественная палата РФ намерена инициировать создание сервиса по борьбе с мобильным спамом
Кто из нас не был жертвой мобильного спама? По данным инициативной группы проекта СТОПСПАМ, около 500 млн смс-сообщений, поступающих ежемесячно абонентам операторов сотовой связи, являются спамом. Это в среднем по два спам-сообщения в месяц на каждую сим-карту. Кроме того, около 50 млн спам-сообщений каждый месяц распространяются через мессенджеры, например, Viber и WhatsApp. C нежелательными сообщениями необходимо бороться – это понимают все операторы мобильной связи и представители различных ассоциаций. Способы такой борьбы обсудили вчера в Общественной палате РФ.
Проблема смс-спама гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. По оценке разработчиков мобильного приложения NumBuster, более 25% смс-спама исходит от коллекторов и служб взыскания банков, более 10% относится к рекламе наркотиков, более 8% распространяют лица, совершающие мошенничества по банковским картам. При этом нападкам со стороны коллекторских агентств кроме самих должников подвержены еще и абоненты, чьи номера ранее принадлежали другим лицам. В случае, если должник сменил номер телефона и не сообщил об этом банку (в чем он, скорее, не заинтересован), работники службы взыскания долгов продолжают связываться с клиентом по-прежнему номеру.
Правда, представители банков и коллекторских агентств не считают действия своих коллег распространением спама, поскольку в большинстве случаев они имеют разрешение от должника на его смс-информирование. Однако проблема существует, и ее признает все профессиональное сообщество. По подсчетам проекта "Россия без Долгов", каждый седьмой мобильный номер обременен историей его прежнего владельца. Такие номера называются "токсичными". Как пояснил директор Департамента управления регулярными рисками МТС Андрей Рего, ресурс нумерации ограничен, поэтому операторы вынуждены использовать одни и те же номера по нескольку раз. МТС "перепродает" номер телефона, если абонент не использовал его и иные подключенные к нему услуги связи в течение 9 месяцев, Билайн – в течение более 6 месяцев, а Мегафон – в течение 6 месяцев.
Для "очистки" мобильных телефонных номеров от истории независимый эксперт по проблемным и непрофильным активам Александра Антясова предложила операторам связи ввести активацию номера телефона по паспорту, а также пресечь практику продажи одному лицу неограниченного количества сим-карт. А первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов считает, что операторы должны блокировать абонентов, отправляющих свыше 20 сообщений в минуту – эксперт заметил, что такие лица с большой долей вероятности являются распространителями спама.
Обсуждая методы борьбы с смс-спамом, эксперты апеллируют к закону о рекламе. Так, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"). Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки (ч. 1 ст. 44.1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи"). Однако, как пояснил коммерческий директор Easy SMS Дмитрий Тарасов, в настоящее время у операторов отсутствует техническая возможность проверить, есть ли у клиента согласие каждого абонента на получение от него рассылки. Что касается мессенджеров (например, Viber и WhatsApp), то их правовое положение вообще не закреплено законодательно. По прогнозам руководителя проекта мессенджера 4Talk Сергея Кравцова, количество спама в таких приложениях будет только расти, поскольку его отправка ничего не стоит.
Очевидно, что для решения сложившейся ситуации необходимо наладить информационное взаимодействие операторов и заинтересованных лиц, например, абонентов. По сведениям Общественной палаты РФ, сейчас предоставление информации об абоненте третьему лицу (без раскрытия персональных данных абонента) осуществляется по усмотрению оператора и за определенную плату. Эксперты обсуждали необходимость обязать операторов оказывать данную услугу неограниченному кругу лиц, но в этом случае нагрузка поставщиков связи возрастет в несколько раз. Кроме того, после отмены "мобильного рабства" заинтересованному лицу проблематично определить оператора, который обслуживает тот или иной номер телефона. Поэтому члены Общественной палаты РФ намерены инициировать создание специальной "службы единого окна", в обязанности которой будет входить предоставление ответов на запросы всех заинтересованных абонентов о принадлежности номера телефона тому или иному лицу. При этом предполагается, что отправление запросов и получение ответов на них будет максимально простым и быстрым. Услугами этой службы смогут пользоваться банки и коллекторские агентства, проводя проверку номера своих клиентов. Это поможет минимизировать количество звонков, адресованных прежнему владельцу номера телефона. Кроме того, через "службу единого окна" любой абонент сможет отказаться от получения сообщений рекламного характера. Это станет возможным с началом функционирования "стоп-листа" нежелательных номеров "спамеров". Если такой сервис заработает, операторам вменят в обязанность проверять телефонные номера на наличие их в данном списке с целью дальнейшей блокировки рекламных рассылок от них. В настоящее время инициативная группа проекта СТОПСПАМ готовит соответствующее техническое решение.