Закон о государственно-частном партнерстве может быть принят Госдумой еще до окончания месяца
Тема государственно- и муниципально-частного партнерства (далее – ГЧП) активно обсуждается уже не первый год, однако Госдума впервые вплотную приблизилась к принятию профильного закона – это может произойти уже в следующий вторник, 30 июня, причем сразу во втором и третьем чтениях. Об этом сообщил глава Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов 24 июня на пресс-конференции, состоявшейся в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня".
Напомним, что соответствующий законопроект1 был внесен правительством на рассмотрение нижней палаты парламента еще в марте 2013 года и в апреле того же года был принят в первом чтении. Но лишь в текущем году Комитету по вопросам собственности удалось согласовать поправки к законопроекту ко второму чтению. По словам Гаврилова, закон о ГЧП позволит привлечь технологии и кадры в том числе и в сферу оборонно-промышленного комплекса. Он также отметил, что развитие сферы ГЧП на уровне субъектов РФ будет одним из критериев, по которому оценивается эффективность работы главы региона в целом.
Предполагается, что ГЧП будет осуществляться в форме сотрудничества публичных (государственных и муниципальных) и частных партнеров на основании соответствующих соглашений. При этом в качестве частных партнеров в ГЧП смогут выступать только российские юридические лица. На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и (или) технического обслуживания. Государство, в свою очередь, субсидирует строительство (если частный инвестор оплачивает его не полностью), передает права на имущество для реализации проекта и обеспечивает передачу созданного объекта в собственность предпринимателя. Последнее будет возможно, только если вклад инвестора в реализацию проекта будет преобладающим, то есть превышать половину понесенных затрат. После ввода объекта в эксплуатацию частный партнер обязан его использовать только по назначению в соответствии с условиями соглашения.
Кроме этого, в подготовленном ко второму чтению проекте документа предусмотрена возможность привлечения к реализации проекта ГЧП третьей стороны (помимо государства и инвестора) с согласия публичного участника проекта. При этом частный партнер будет нести ответственность за их действия как за свои собственные.
В документе определены виды объектов, в отношении которых могут быть реализованы проекты в рамках ГЧП (перечень закрытый). К ним относятся инфраструктурные и социальные объекты, такие, как автомобильные дороги, порты, морские, речные и воздушные суда, объекты здравоохранения, образования, культуры и т. д.
Сергей Гаврилов отдельно обратил внимание на тот факт, что процедуры, предусмотренные законопроектом, отграничены от закупок в рамках контрактной системы.