Правила применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия к осужденным могут уточнить
Предлагается скорректировать порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). В Госдуму внесен соответствующий правительственный законопроект1.
В частности, планируется изложить в новой редакции главу V Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирующую порядок применения сотрудниками УИС физической силы, спецсредств и оружия.
В законопроекте сохранены действующие положения относительно обязанностей сотрудников УИС при применении физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия предупредить о намерении их применения, обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и предоставление пострадавшим медпомощи, доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения не позже чем через 24 часа о каждом случае применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Также законопроектом установлено, что о каждом случае причинения осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам ранения либо наступления их смерти в результате применения сотрудником УИС физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, необходимо уведомлять прокурора в течение 24 часов (сейчас срок уведомления не установлен).
Кроме того, документ:
- конкретизирует случаи применения сотрудником УИС физической силы – для пресечения преступлений и нарушений режима содержания, при исполнении обязанностей по конвоированию, для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника УИС;
- расширяет перечень случаев применения спецсредств (например, для задержания осужденного, если он может оказать вооруженное сопротивление, для защиты охраняемых объектов УИС, для блокирования движения групп осужденных);
- дополняет перечень видов специальных средств (в него включены электрошоковые и светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения);
- устанавливает дополнительные ограничения, связанные с применением специальных средств (включая ограничения на применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия, а также на нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца и т. п.).
В свою очередь, огнестрельное оружие могут дополнительно разрешить применять для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством УИС, для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудников УИС и иных лиц, а также для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
Помимо этого, планируется законодательно прописать гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника УИС, предоставив ему право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. При попытке осужденного или лица, заключенного под стражу, задерживаемых сотрудником УИС с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику УИС или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник УИС может применить последнее.
Предполагается, что перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов УИС, должно определить Правительство РФ. Кроме того, кабмин планируется наделить полномочием по установление нормативов штатной численности персонала учреждений, исполняющих наказания. Также законопроектом предлагается расширить понятие "работники уголовно-исполнительной системы", включив в их число федеральных государственных гражданских служащих.