ОП РФ предлагает включать страховые взносы в стоимость патентов для самозанятых граждан
Введение патентов для самозанятых граждан, а также налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, может не достигнуть своей цели без устранения существенных недостатков в соответствующих законопроектах. К такому выводу пришли участники "нулевого чтения", посвященного этим документам и состоявшегося в Общественной палате РФ.
Так, говоря о патенте для самозанятых, заместитель Председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов отметил, что основной проблемой является необходимость уплачивать взносы во внебюджетные фонды. Данное обстоятельство фактически перекрывает плюсы работы по патенту и может препятствовать выходу предпринимателей из тени.
"Механизм патента не предусматривает возможности уменьшения налога на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды. Получается, что человек, купивший патент, обязан до конца срока его действия уплатить еще и страховые взносы – около 20 тыс. в общей сложности по всем фондам. Да, это не налог, но любой самозанятый воспринимает это как дополнительную нагрузку", – пояснил он.
При этом по данным, которые были озвучены в ходе слушаний, в разных регионах самозанятые граждане готовы платить за патент от 5-6 тыс. руб. в год до 1 тыс. руб. в месяц. Таким образом, одни только размеры страховых взносов без учета стоимости патента (ставка 6%) значительно превышают ожидания предпринимателей. При этом как неоднократно отмечалось в ходе слушаний, в том числе представителями Минэкономразвития России, ФНС России, Счетной палаты РФ, основная цель законопроекта – не пополнение бюджета, а легализация самозанятых граждан и вывод их из теневого сектора экономики.
"Мы поддержали эту инициативу и считаем, что это первый шаг, чтобы перейти к системе, которая есть в Европе, когда легально зарегистрированные самозанятые работают и ничего не платят. Важно, чтобы он был легализован, чтобы у него был документ на право заниматься определенным видом деятельности и не надо с него ничего брать. У нас 20 млн трудоспособного населения находятся в тени, они не наемные, не самозанятые и не пенсионеры", – отметил аудитор Счетной палаты РФ Владимир Штогрин. – "Если самозанятый гражданин со 100 тыс. руб. дохода должен заплатить 6 тыс. руб. налога, то 20 тыс. руб. страховых взносов – это абсолютно нереально".
МНЕНИЕ
Фото: oprf.ru |
Виктор Ермаков, член Общественной палаты РФ, общественный уполномоченный по защите прав малого и среднего предпринимательства:
"Мы говорили, что патент должен быть простым, единым, неограниченным во времени. Покупка патента дает возможным самозанятым без регистрации, без бюрократической волокиты входить и выходить с рынка. То, что патент разбивается на два платежа (налоговый и страховой) – это утяжеляет ситуацию. Таким образом, этот инструментарий может не сыграть ту главную роль, которую мы в него закладываем. Как бы сложно ни было, мы должны настаивать: единый платеж, включающий все социальные платежи, все в патенте и с минимальной ценой. Тогда мы решим главную головную боль российской экономики. Ведь что такое 25 млн самозанятых в тени? Это целая культура, у них и дети, и внуки такими растут. Ситуацию нужно менять".
Тем не менее, Минэкономразвития России занимает более сдержанную позицию в части размера страховых взносов в рамках патента для самозанятых и не склонно говорить об экстремальном снижении соответствующих сумм.
МНЕНИЕ
Фото: economy.gov.ru |
Наталья Ларионова, Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России:
"По поводу страховых взносов – тема болезненная. Мы тяжело с вами пережили прошлые два года, мы увидели, что микробизнес реагирует мгновенно, даже заранее. У нас сокращение индивидуальных предпринимателей началось за два месяца до того, как в силу вступили поправки, повышающие страховые взносы – народ прочитал и начал сниматься с регистрации. Но мы должны понимать, что государство и человек не существует в безвоздушном пространстве, и те же самые индивидуальные предприниматели пользуются детскими садами, ходят в поликлиники, пользуются социальным страхованием. Здесь играть только в одни ворота нельзя, надо грамотно объяснять и вести работу с индивидуальными предпринимателями. Ситуация, когда ты пользуешься всем, но при этом не платишь ничего или платишь копейки – ее просто не может быть. Это даже не дискуссионный вопрос".
При этом, по словам представителей Минэкономразвития России и ФНС России, реализовать одновременную уплату стоимости патента и страховых взносов на данный момент очень сложно в рамках существующей системы администрирования, а также специфики работы Федерального казначейства РФ.
"Заманчивая идея – один платеж – пока нереализуема по чисто техническим причинам. Сейчас идет сближение баз данных между ФСС, ФФОМС и ПФР. У нас в каждой базе свой идентификационный номер, так сложилась история. Пока мы не добьемся объединения баз, мы не сможем реализовать принцип единого платежа. Мы общались с Федеральным казначейством РФ – они не расщепляют платежи, у них такой функции нет. На данном этапе придется делать три платежки, но ситуация развивается, поэтому возможно через два-три года можно будет перейти к единому платежу", – пояснила Наталья Ларионова.
"У ФНС России возникает вопрос, есть ли у нас возможность указывать в патенте расчет страховых взносов. Функции по контролю за правильностью исчисления страховых взносов возложены на Минтруд России, но никак ни на ФНС России. С этим необходимо поработать и найти какое-то другое решение, удобное налогоплательщику", – заявил начальник Отдела специальных налоговых режимов ФНС России Марат Садыков.
По мнению Виктора Климова, единственное разумное решение в такой ситуации – добиваться минимальной ставки страховых взносов. "Если стоимость патента будет совсем низкая, понимая, что кроме патента происходит легализация и уплата взносов, тогда, наверное, система имеет шанс "взлететь", – отметил он.
Также ОП РФ предлагает дифференцировать стоимость патента для самозанятых в зависимости от территории, численности населения и удаленности от крупных населенных пунктов.
Говоря о двухлетних налоговых каникулах для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, большинство участников "нулевого чтения" отметили, что решение вопроса об их введении относится к компетенции субъекта РФ. При этом существуют опасения, что многие регионы данную меру внедрять не будут.
"Когда разрабатывался законопроект, я лично обзвонила несколько субъектов РФ на уровне замгубернаторов, председателей правительств. Ситуация разделилась 50 на 50. Некоторые субъекты РФ сказали, что верят в эту историю и введут налоговые каникулы. Часть сказали, что, по их мнению, будет массовая перерегистрация, и никаких новых бизнесов создаваться не будет, поэтому они на первом этапе займут очень осторожную позицию", – обрисовала перспективы Наталья Ларионова.
МНЕНИЕ
Фото: oprf.ru |
Виктор Ермаков, член Общественной палаты РФ, общественный уполномоченный по защите прав малого и среднего предпринимательства:
"Большая проблема налоговых каникул – это то, что они на усмотрение субъектов РФ. По истечении года, критики этой нормы скажут: "Не пошел ваш инструментарий в регионах". По моим прогнозам не более 20% субъектов РФ пойдут на это. Проблема. Нужно поднимать волну и убеждать региональные администрации, что этим инструментарием нужно воспользоваться. В противном случае через год мы получим дискредитированный инструмент в силу бюрократической волокиты. Регионы просто не захотят заворачиваться, поскольку есть более серьезные проблемы".
По словам Виктора Ермакова, ситуацию с налоговыми каникулами усугубляет и тот факт, что местным администрациям в принципе не выгодно поддерживать малый бизнес. Чем больше они получают налогов от малого и среднего бизнеса, тем меньше им выделяют государственных субсидий. "Если вы глава муниципального образования, что для вас важнее: гарантированная субсидия от государства или плавающий рынок – сегодня есть, завтра нет?", – пояснил он.
Также, по мнению Виктора Ермакова, еще одним обстоятельством, которое может серьезно дискредитировать ситуацию – это риск закрытия индивидуальным предпринимателем бизнеса по истечении двух лет налоговых каникул и перерегистрация его на родственников.
Вместе с этим, ОП РФ предлагает расширить круг видов деятельности, в отношении которых предлагается ввести налоговые каникулы – добавить образование, здравоохранение, деятельность домашних хозяйств.
"Говоря о налоговых каникулах, мы вряд ли увидим увеличение количества налогоплательщиков, но мы ничего и не потеряем. Мы в принципе создаем рабочие места. Я думаю, что это заработает, будем надеяться, что субъекты РФ это поймут и сделают правильные выводы, – подытожил Марат Садыков.
Напомним, что с предложением о введении налоговых каникул и патентов для самозанятых лиц ранее выступали Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, общественные организации "Опора России" и "Деловая Россия". Основной причиной являлось сокращение и "уход в тень" большого числа индивидуальных предпринимателей после повышения ставок страховых взносов в 2013 году, которые, тем не менее, позднее были пересмотрены.