В 2014 году вузы будут принимать абитуриентов по новым правилам
Выпускники школ 2014 года активно готовятся к сдаче ЕГЭ – уже известны даты единого экзамена по всем предметам (приказ Минобрнауки России от 26 февраля 2014 г. № 143), а до 1 марта текущего года учащиеся выпускных классов уже должны были известить свою школу о дисциплинах, выбранных для сдачи в форме ЕГЭ.
Эксперты напомнили об изменениях законодательства, которые необходимо учитывать абитуриентам 2014 года, а также рассказали об основных ориентирах при выборе вуза на круглом столе пресс-центра РИА Новости "Абитуриент-2014: Что важно знать при поступлении в вуз".
Сдаем по-новому
Некоторые правила проведения ЕГЭ претерпели изменения:
Прием в вуз победителей и призеров олимпиад.
Если раньше победители и призеры школьных олимпиад имели безусловное преимущество при поступлении в вузы, то с этого года они обязаны подтвердить свои знания, сдав ЕГЭ по профильным дисциплинам.
Минимум баллов, который должны набрать такие абитуриенты, устанавливается вузом самостоятельно, но в любом случае этот показатель должен быть не менее 65 баллов (п. 41 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утв. приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 3).
В случае, если ЕГЭ будет сдано успешно, поступающий получит право на зачисление в вуз без вступительных испытаний либо его результат ЕГЭ по соответствующей дисциплине будет приравнен к 100 баллам – впрочем, эти преимущества могут предоставляться и единовременно одному и тому же абитуриенту (п. 37, п. 38 Порядка приема).
Перечень вступительных экзаменов.
Большой резонанс вызвал январский приказ Минобрнауки России, расширивший перечень вступительных экзаменов, которые вузы вправе устанавливать по своему усмотрению (приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 1 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета").
Несмотря на то, что позже Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов порекомендовал вузам не менять в 2014 году перечень вступительных испытаний, некоторые их них все-таки воспользовалиь этим новым правом (Высшая школа экономики, Сибирский федеральный университет и другие).
Срок действия результатов ЕГЭ.
Срок, в течение которого результаты сданного выпускником ЕГЭ считаются действительными, увеличился и теперь составляет четыре года (ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Напомним, в соответствии с ранее действовавшим законодательством об образовании срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ истекал 31 декабря года, следующего за годом его получения (п. 4.3 ст. 15 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании").
Квоты на поступление для социально незащищенных граждан.
В этом году за счет бюджетных ассигнований в пределах квоты имеют право поступать:
- дети-инвалиды;
- инвалиды I и II групп;
- инвалиды с детства;
- инвалиды вследствие военной травмы;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Размер квоты устанавливается каждым вузом самостоятельно, но он не должен быть менее 10% от общего количества бюджетных мест по конкретной специальности (ч. 6 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Творческие конкурсы.
Определен перечень вузов, имеющих право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности – так называемые творческие конкурсы (распоряжение Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 17-р). В этом году такое право предоставлено пяти вузам: МГЮА, Высшая школа экономики, Московский педагогический государственный университет и два лингвистических университета: Московский и Нижегородский. Надо сказать, этот список вузов не претерпел изменений в сравнении с прошлым годом.
Напомним, что Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить творческие конкурсы при наборе первокурсников в силу закона (ч. 9 ст. 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
ЦИТАТА
Фото: pressria.ru |
Борис Деревягин, заместитель генерального секретаря Союза Ректоров:
"Сам принцип, по которому правила поступления в вузы формируются ежегодно, на наш взгляд, представляется несколько затрудняющим выстраивание достаточно долгосрочной академической политики – как для абитуриентов, так и для работодателей. По сути дела, абитуриент может узнать о том, что он должен сдавать тот или иной экзамен за три месяца до сдачи этого экзамена. Это провоцирует определенный рынок "натаскивания" на ЕГЭ, и автоматически человек задумывается не о том, куда пойти учиться и кем стать в некоей долгосрочной стратегии, а просто – куда бы то ни было поступить".
Узнать о вузе больше
Агентство социальных исследований "Социальный навигатор" при поддержке ОП РФ подготовило информационный интерактивный ресурс для старшеклассников и абитуриентов "Вузы России: навигатор абитуриента-2014". Он включает информацию как о государственных, так и о негосударственных вузах и позволяет узнать (на основе информации за прошлый год):
- правила приема в конкретный вуз;
- средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных в вуз;
- минимальный балл ЕГЭ для поступления в вуз;
- балл самого слабого зачисленного студента;
- количество студентов, зачисленных на бюджетное отделение;
- стоимость обучения по выбранной специальности.
Правда, количество негосударственных вузов в Навигаторе пока невелико – их всего 99. Связано это с тем, что разработчики ресурса учитывали информацию только о тех вузах, которые отвечают трем критериям: наличие программ бакалавриата, дневного отделения и условия приема только по результатам ЕГЭ, без творческих испытаний.
Кроме того, британская компания QS Quacquarelli Symonds и "Социальный навигатор" РИА Новости представили русифицированную версию рейтинга QS University Subject Rankings: "Лучшие вузы мира по направлениям подготовки". Он позволяет оценить ведущие мировые вузы по конкретным специальностям на основе следующих критериев: академическая репутация и репутация у работодателей, индекс цитирования на статьи преподавателей вуза и так называемый индекс Хирша, позволяющий оценить вклад ученых вуза в науку. Рейтинг дает информацию о возрасте и размере вуза, а также о стоимости обучения по программам магистратуры и бакалавриата для иностранных студентов.
С перспективой на будущее
Старший аналитик рекрутинговой компании SuperJob Дарья Шурыгина рассказала о том, какими критериями, помимо собственных профессиональных предпочтений, следует руководствоваться выпускникам при выборе вуза. Она отметила, что достаточно много компаний берут выпускников без опыта работы – около 70% от общего количества работодателей. Правда, лучше всего, отметила эксперт, устраиваться на работу в такие компании, которые имеют специальные программы обучения молодых специалистов.
Кстати, при поступлении в вуз Дарья Шурыгина посоветовала обращать внимание на опыт взаимодействия вуза с работодателями. Например, хорошими признаками является наличие на сайте образовательного учреждения информации о следующих формах взаимодействия с работодателями:
Стажировки для студентов 4-5 курса. Стажировка может быть как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, при этом по ее окончании студентам или выпускникам могут предложить постоянную работу.
Специальные мероприятия. Крупные компании активно устраивают обучающие курсы для студентов, состоящие из нескольких семинаров, деловых завтраков, встреч с представителями компаний, деловых игр и т.д. Таким образом, студенты получают возможность увидеть, как работает компания и различные ее отделы, а работодатели привлекают активных, мотивированных студентов.
Базовые кафедры в вузах. Некоторые работодатели (например, компания "Яндекс", фирма "1С", ОАО "РЖД", ОАО "Ростелеком", Издательский дом "Коммерсантъ") имеют свои кафедры в вузах. Студенты обучаются у представителей этих компаний, в том числе с использованием авторских курсов и технологий, и опять же – получают возможность трудоустройства.
ЦИТАТА
Фото: pressria.ru |
Дарья Шурыгина, старший аналитик рекрутинговой компании SuperJob:
"За год количество вакансий для молодежи увеличилось на 76%. Для сравнения – в среднем по рынку труда увеличение общего количества вакансий составило около 30%. То есть мы видим, что спрос на молодых специалистов значительно превышает рост спроса на специалистов других категорий. Почему так происходит? Сейчас существует определенный дефицит квалифицированных специалистов, и люди даже с определенным опытом работы не всегда удовлетворяют требованиям работодателей. Поэтому работодатели все чаще приходят к тому, что надо брать молодых выпускников или даже студентов с тем, чтобы обучать их "под себя".
Количество резюме молодых специалистов за год снизилось. Прогнозируется, что до 2019 года, число выпускников высших учебных заведений будет снижаться – соответственно, поступление таких специалистов на рынок труда тоже будет снижаться.
Значит ли это, что нашим абитуриентам или студентам надо расслабиться и решить, что все – количество молодых специалистов падает, и работодателям придется их брать в любом случае? На самом деле это не так, потому что сейчас именно молодежи на рынке труда достаточно много, и это снижение количества резюме молодых специалистов абсолютно не критично для работодателей. Даже учитывая, что спрос на молодых специалистов растет, и работодатели предлагают и программы стажировок, и различные другие программы. Это не потому, что вообще нет молодых специалистов, которых можно было бы выучить – нет, просто из тех, которые есть, работодатели хотят выбрать лучших. Поэтому расслабляться ни в коем случае нельзя, все равно нужно учиться и заранее выстраивать персональную траекторию сначала обучения, а потом – работы".