В УК РФ могут появиться новые составы преступлений экстремистской направленности
Понятие экстремистской деятельности и ее признаки, содержащиеся в действующем российском законодательстве, предлагается скорректировать, а УК РФ – дополнить новыми составами преступлений экстремистской направленности. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы ее депутатами Алексеем Журавлевым и Сергеем Жигаревым.
Документом рекомендуется изменить подход к определению в ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" понятия экстремистской деятельности. Под ней предлагается понимать финансирование мероприятий по подготовке, организацию подготовки к совершению, а также совершение ряда предусмотренных УК РФ деяний, в том числе на почве неприязни к человеку (группе граждан) по признакам пола, расы, национальности, отношения к религии, а также по политическим и идеологическим взглядам.
Напомним, действующей редакцией упомянутой статьи закона в перечень экстремистской деятельности отнесены не только определенные преступления, но и некоторые административные правонарушения (например, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций).
Законопроектом предлагается исключить их из этого перечня, дополнив его при этом некоторыми преступлениями против конституционного строя и общественной безопасности. Среди них: воспрепятствование проведению собрания, митинга демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; массовые беспорядки и некоторые другие противоправные деяния преступного характера.
Документом также предусматривается ряд изменений в УК РФ. Так, среди прочего, кодекс планируется дополнить новыми статьями 282.3 "Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики и символики" и 282.4 "Распространение экстремистских материалов". Предполагается, что данные статьи будут включены в упомянутый перечень, определенный в новой редакции ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
При этом круг подразумеваемых в новой ст. 282.3 нацистских атрибутов и символов предлагается ограничить теми, которые использовались Национал-социалистической партией Германии и Фашистской партией Италии. В пояснительной записке к документу отмечают: символы и атрибуты, использовавшиеся другими нацистскими организациями, имеют в повседневной жизни вполне мирное толкование.
Упомянутой выше ст. 282.4 планируется ввести уголовную ответственность за распространение экстремистских материалов. Одновременно предлагается исключить данный состав правонарушения из ст. 20.29 КоАП РФ, поскольку, по мнению авторов проекта, именно распространение экстремистских материалов представляет угрозу общественной безопасности и интересам государства, порождая негативные настроения в обществе. Хранение и производство экстремистских материалов, по замыслу разработчиков, должны остаться отдельным составом административного правонарушения.
Одновременно в законопроекте отмечается необходимость исключить из КоАП РФ ст. 20.3 "Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций".
Максимальное наказание за вводимые составы преступлений предполагается установить в виде лишения свободы сроком один год.
Предлагаемые изменения, согласно пояснительной записке к законопроекту, направлены на устранение трудностей при квалификации совершенного противоправного деяния, существующих сегодня в связи с отсутствием четкого законодательного закрепления понятия "экстремистская деятельность".
С полным текстом законопроекта № 434186-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения признаков экстремистской деятельности" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.