Предложение о создании единой системы профилактики правонарушений Госдума может рассмотреть весной
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует нижней палате парламента рассмотреть в первом чтении правительственный законопроект, устанавливающий в рамочном формате основы формирования и функционирования единой системы профилактики правонарушений в России.
Срок представления в профильный комитет отзывов, предложений и замечаний на документ предлагается ограничить 20 февраля, а срок подготовки законопроекта к рассмотрению Госдумой в первом чтении – мартом этого года.
Законопроектом предусматривается, что деятельность по профилактике правонарушений будут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, Генпрокуратура РФ, Следственный комитет РФ, органы государственной власти регионов и местного самоуправления. На них возложат обязанности по созданию специальных отраслевых комиссий, а также реализации целевых программ по профилактике правонарушений.
Деятельность по профилактике правонарушений, согласно тексту законопроекта, будет включать в себя множество мероприятий, в числе которых:
- обеспечение порядка в общественных местах;
- предупреждение правонарушений со стороны должностных лиц;
- противодействие совершению правонарушений, связанных с незаконным изготовлением, потреблением и оборотом наркотических средств;
- адаптация и реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе прошедших курс лечения от наркотической зависимости;
- принятие мер по борьбе с алкоголизмом и токсикоманией, в том числе среди несовершеннолетних, а также мер по адаптации лиц, прошедших лечение от этих видов зависимости;
- предупреждение незаконной миграции;
- административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений;
- оказание помощи потерпевшим от правонарушений, а также лицам, утратившим удостоверяющие личность документы, средства к существованию или способность к труду.
Как указано в законопроекте, эти мероприятия будут осуществляться в форме правового просвещения и информирования граждан, профилактической беседы, профилактического учета и контроля, социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость принятия законопроекта его разработчики объясняют отсутствием на федеральном уровне отдельного законодательного акта, регулирующего организацию системы профилактики правонарушений; отсутствием единообразия и системности правового обеспечения профилактической деятельности в субъектах РФ и недооценкой роли общественных сил в предупреждении преступлений.
Принятие законопроекта № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", как считают его авторы, позволит ликвидировать разнородность в реализации этой важной функции государства на всех уровнях системы профилактики правонарушений.