Генеральный прокурор РФ отчитался о результатах проверки НКО
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка информировал Президента РФ Владимира Путина о результатах проверки деятельности некоммерческих организаций (НКО) на предмет выполнения ими функций иностранного агента.
Напомним, что согласно Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ, НКО осуществляющие политическую деятельность на территории России и финансируемые из иностранных источников должны зарегистрироваться в специальном реестре.
"Прошло несколько месяцев, мы смотрим, что никакой регистрации нет, то есть реестр пуст. И мы спланировали проведение этой проверки силами Генпрокуратуры с привлечением специалистов Министерства юстиции, налоговой службы, науки", – отметил Юрий Чайка.
По его словам, с момента вступления закона в силу по апрель текущего года 2226 некоммерческими организациями было получено в целом 30,8 млрд руб.
"Акцент мы сделали прежде всего на некоммерческие организации, которые должны быть зарегистрированы в качестве агентов. На наш взгляд, таких было 215", – пояснил Юрий Чайка.
Кроме того, Генеральный прокурор РФ сообщил, что по результатом проверки были выявлены многочисленные нарушений.
"Во-первых, нарушение Венской конвенции. Некоторые некоммерческие организации, их было выявлено 17, которые финансировались через посольства иностранных государств", – заметил он.
Также по данным Юрия Чайки некоторые НКО пытались уйти от исполнения закона и другими способами.
"Они имели под собой совершенно разветвлённую сеть таких же, как они, с наименованием, структур в субъектах Федерации. Они сами получали финансирование, а потом они даже перечисляли всем остальным, а те уже не являются иностранными агентами. Либо через физических лиц они получали", – подытожил Генеральный прокурор РФ.
По итогам, глава обратился к Юрию Чайке с предложением проанализировать практику применения закона об НКО, в части обоснованности отнесения таких организаций к выполняющим функции иностранных агентов.
"Посмотрите, где, возможно, были допущены какие-то ошибки с той точки зрения, что те или иные организации по формальным признакам попадали в этот закон, а на самом деле внутриполитической деятельностью не занимались. Нужно разграничить чисто политическую деятельность, внутриполитическую и какую-то гуманитарную в широком смысле этого слова", – пояснил он.