Планируется повысить безопасность перевозок и качество транспортного обслуживания населения
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие транспортное обслуживание населения. Цель нововведений – совершенствование федерального законодательства в этой сфере, повышение качества правового регулирования и уровня безопасности.
В настоящее время значительное число регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, производится под видом перевозок по заказу. При этом осуществление такой деятельности, в отличие от регулярных перевозок, не требует получения лицензии (п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Законопроект предусматривает необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а также в случае перевозок по заказу. Такой подход позволит повысить безопасность перевозок.
Помимо этого, органы государственной власти субъекта РФ наделяются полномочиями по определению (утверждению) мест прибытия и отправления автобусов, осуществляющих междугородные (межсубъектные) перевозки пассажиров, и маршрута их следования. Для этих целей вносятся изменения в п. 12 ч. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Аналогичные по своему характеру поправки вносятся и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Они предусматривают, что отправление и прибытие автобусов, осуществляющих междугородние перевозки пассажиров, будет производиться в местах, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Нововведения позволят эффективнее планировать нагрузку на улично-дорожную сеть и повысить качество обслуживания пассажиров.
Также предлагается дополнить главу 11 КоАП РФ двумя статьями, предусматривающими административную ответственность за:
– осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованным аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (ст. 11.31 КоАП РФ);
– нарушение установленных требований по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра лиц, управляющих транспортными средствами (ст. 11.32 КоАП РФ).
Первое правонарушение влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Второе – наложение штрафа на должностное лицо в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. При повторном нарушении штраф возрастает. В настоящее время ответственность за указанные правонарушения КоАП РФ прямо не предусмотрена. Привлечение к ответственности за некоторые из перечисленных правонарушений производится на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ как за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).