Минобрнауки подготовило проект нового федерального закона "Об образовании"
Минобрнауки России опубликовало на своем официальном сайте проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (версия 3.0.3) и пояснительную записку к нему. В данной версии учтены последние изменения в законодательстве и предложения, полученные после общественного обсуждения.
Законопроектом предлагается впервые на законодательном уровне закрепить особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание уделяется условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях (речь идет об инклюзивном и интегрированном образовании).
Важным новшеством является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и прочие).
Кроме того, уточняется система уровней образования в Российской Федерации, также корректируются названия отдельных уровней.
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.
К высшему образованию в новом проекте отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. Вопросы, касающиеся докторантуры, предполагается регулировать Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Законопроектом также предполагается модернизировать систему профобразования. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет реализовано в виде двух программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Осуществлять профессиональное обучение предполагается не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в профессиональных образовательных организациях.
Негосударственным образовательным организациям гарантируется доступ к бюджетным средствам.
Кроме того, большое внимание законопроект уделяет социальной поддержке обучающихся. Предусмотрено, например, поэтапное повышение стипендий, которые должны устанавливаться исходя из размера МРОТ. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Всем, кто получает среднее профессиональное образование, будет выплачиваться стипендия в размере трети МРОТ. Вырастет и социальная стипендия. Проект устанавливает ее минимум - не меньше полуторакратного размера обычной стипендии.