Ответственность за коммерческую перевозку пассажиров без лицензии ужесточат
13 октября Президиума Правительства РФ рассмотрит пакет поправок в действующее законодательство, направленных на повышение уровня безопасности на транспорте. Всего в пакет вошли 4 законопроекта, разработанных Минтрансом России.
Так, первый законопроект предоставляет контрольно-надзорным структурам право проводить контрольные мероприятия не только в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, но и проверку эксплуатируемых ими транспортных средств и иных технических средств в порядке превентивного контроля. В частности, изменениями в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" на законодательном уровне закрепляется право проведения плановых и внеплановых проверок в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по перевозке автотранспортом.
Целями второго законопроекта является создание современной нормативной правовой базы для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях России и повышение эффективности госрегулирования в сфере внутреннего водного транспорта. Для этого, в частности, предлагается перераспределить функции между Ространснадзором и Росморречфлотом. Также планируется создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, которые сейчас и так фактически выполняют функции бассейнового органа госуправления на внутреннем водном транспорте. Кроме этого, им будет поручен ряд дополнительных функций: государственный портовый контроль, государственная регистрация судов в судовых реестрах РФ и реестре арендованных судов, государственная регистрация спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов. Эти изменения закрепят в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ.
Помимо этого, предлагается предусмотреть обязательное наличие у судовладельца и судна одобренной системы управления безопасностью судоходства. Она должна будет обеспечить ежедневную работу по обеспечению безопасности судна во все время его жизненного цикла. Также предлагается ввести требование о страховании ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения с судна нефтью и нефтепродуктами имущества физических или юридических лиц.
Другие поправки (третий законопроект) направлены на ужесточение административной ответственности за коммерческую перевозку пассажиров без лицензии. Причем в качестве ответственности предусматривается не только наложение штрафа на недобросовестного субъекта предпринимательства, но и административное приостановление его деятельности с одновременным приостановлением деятельности транспортного средства.
Как мы сообщали ранее, сейчас подобные нарушения проходят по статье о незаконном предпринимательстве. Однако в Минтрансе России считают, что предусмотренные действующим законодательством штрафы "не соответствуют возможным последствиям". Поэтому предлагается предусмотреть в КоАП РФ увеличение действующих административных штрафов до следующих размеров:
- на граждан и на должностных лиц - до 100 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.
За грубое нарушение лицензионных требований также предусматривается ужесточение санкций.
Четвертым законопроектом предлагается по некоторым видам деятельности в сфере транспорта лицензирование заменить на обязательное страхование и включить их в перечень видов деятельности, требующих декларирования соответствия. Тогда проверка сведений, содержащихся в уведомлениях, будет происходить посредством проведения мероприятий планового государственного и муниципального контроля (надзора) путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям.