Верховный Суд высказал свое мнение по третьему пакету президентских поправок в Уголовный кодекс
Верховный Суд РФ высказал свое мнение по третьему пакету президентских поправок в Уголовный кодекс РФ. Напомним, законопроект был внесен Дмитрием Медведевым в нижнюю палату парламента 7 июня.
Суд в целом поддерживает концепцию документа, но обращает внимание на ряд моментов.
В частности, предусматривается возможность суда изменить категорию преступления на менее тяжкую при смягчающих наказание обстоятельствах и отсутствии обстоятельств, отягчающих наказание. По мнению ВС РФ, в проекте предложено новое правило, расширяющее пределы судейского усмотрения и имеющее весьма существенные юридические последствия для осужденного (например, при определении вида рецидива, вида исправительного учреждения, при исчислении срока погашения судимости, срока давности привлечения к уголовной ответственности, срока для применения условно-досрочного освобождения, при назначении наказания по совокупности преступлений и т.д.). Несмотря на то, что поправки явно не ухудшают положение лица, суд считает, что новая редакция статьи 15 УК РФ не должна иметь обратной силы. Поэтому в законопроекте рекомендуется предусмотреть соответствующий механизм применения данной нормы. Положения о введении принудительных работ не отвечает критерию ясности и определенности, поскольку институт замены наказания существенно отличается от института назначения наказания, заметил суд. "По смыслу статьи 531 УК РФ можно сделать вывод, что действие части 1 этой нормы распространяется на случаи, когда санкция статьи Особенной части УК РФ не предусматривает возможности назначения наказания в виде принудительных работ. Однако в части 1 статьи 53' УК РФ не установлены условия, обстоятельства, имеющие значение для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами, такие как, например, категория преступления, срок назначенного наказания в виде лишения свободы. Также не ясно, должен ли срок принудительных работ в случае его применения в порядке замены быть равным сроку назначенного наказания в виде лишения свободы или он может не зависеть от этого срока", - говорится в сообщении ВС РФ.
Вопросы коснулись и норм законопроекта, согласно которым лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. ВС РФ полагает, что полномочия по объявлению розыска осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ, могут быть возложены на уголовно-исполнительную инспекцию.
В соответствии с президентскими поправками в УК РФ осужденному, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти лечение и медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения, но на срок не более 5 лет. По мнению ВС РФ, из законопроекта не ясно правовое положение лица, прошедшего лечение и реабилитацию.
В примечании к статье, предусматривающей ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, дается определение компьютерной информации. Под ней понимаются "сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи". Верховный Суд РФ считает, что предложенный в примечании термин "электрические сигналы" не вносит достаточной ясности в определяемое понятие и требует дополнительного пояснения.