КС РФ признал за собственником право отстаивать свое имущество, конфискованное вследствие правонарушения другого лица
Конституционный Суд РФ признал законным право собственника защищать в суде свое имущество, подлежащее конфискации в результате противоправных действий других лиц.
К такому выводу КС РФ пришел по результатам рассмотрения дела о проверке конституционности ч. 1 ст. 3.7 и ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ в связи с жалобой ООО "СтройКомплект". Работники ООО "Теллура", управляя арендованным у ООО "СтройКомплект" комбайном "Харвестер", незаконно вырубили 37 деревьев. В соответствии с КоАП РФ суд назначил им наказание в виде штрафа с конфискацией в доход государства орудия правонарушения – комбайна стоимостью 15 млн руб.
Впоследствии данное дело было пересмотрено в порядке надзора. В надзорное жалобе было указано, что пользователем машины по договору аренды является не нарушитель, а ООО "Теллура". Однако суд оставил жалобу без удовлетворения, указав, что конфискация в подобных случаях производится вне зависимости от того, является ли орудие административного правонарушения собственностью нарушителя или находится у него на иных законных основаниях. В ходе судебных разбирательств собственник конфискованного имущества - ООО "СтройКомплект" к участию в процессе привлечен не был, а также не был уведомлен о месте и дате рассмотрения дела.
Собственник имущества обратился в КС РФ, полагая, что его конституционные права были нарушены.
Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело, постановил, что обязательная конфискация орудия совершенного правонарушения при отсутствии нормы об участии в судебном процессе собственника конфискуемого имущества ущемляет его права. В частности, собственник оказывается лишенным возможности полноценной судебной защиты своих прав. Таким образом, наказание в виде конфискации налагается не на правонарушителя, а на собственника имущества, не привлеченного к административной ответственности и не признанного виновным в совершении данного правонарушения. Усмотрев указанные нарушения, КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ.
При этом КС РФ не исключает права федерального законодателя внести в КоАП РФ изменения, касающиеся условий и порядка конфискации орудия совершения правонарушения, если правонарушение совершено не собственником этого имущества, а иным лицом, которому оно было передано для противоправной деятельности.