ФАС России привлекает к ответственности компанию, использовавшую в рекламе образ президента
Комиссия Кировского УФАС России рассмотрела дело по признакам нарушения рекламного законодательства торговым домом "Стройбат" и признала его нарушившим п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Норма п. 2 ч. 5 ст. 5 закона о рекламе запрещает одобрение объекта рекламы органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. Как следует из материалов дела, в рекламе был использован образ человека, похожего на Президента России Дмитрия Медведева.
Судебной практики по этому вопросу мало, некоторые правонарушения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.04.2010 по делу № А29-12532/2009) признаются малозначительными. Однако привлечение к ответственности по ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях во всех случаях наступает за использование в рекламе конкретных лиц либо ссылок на конкретные органы.
Так, в рекламном буклете программы "Время дохода" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.04.2009 по делу № А63-16969/2008-С6-10) содержалась цитата заявления Д. Медведева от 11 декабря 2007 года: "Нашей задачей является реальное увеличение доходов всех граждан, обеспечение достойной старости зрелым людям, создание необходимых условий для развития молодых". За использование этой цитаты в рекламе компания была привлечена к ответственности.
В деле о рекламе лечебного средства "Золотая игла Мухиной" (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2007 по делу № А66-10856/2006) в тексте рекламы содержалась фраза "Метод одобрен Минздравом". Ссылку заявителя на то, что на момент выхода рекламы в эфир госорган с таким наименование отсутствовал (Министерство здравоохранения упразднено в 2004 году) суд отклонил, указав, что потребитель все равно ассоциирует термин "Минздрав" с государственным органом. В передаче дела в ВАС РФ было отказано (Определение ВАС РФ от 29.11.2007 № 15712/07 по делу N А66-10856/2006) за отсутствием оснований.
В деле ООО "ВАМИН Татарстан" (Постановление 11 арбитражного апелляционного суда
от 10 ноября 2009 г. N 11АП-8689/2009) представитель госоргана (главный специалист Роспотребнадзора) сам лично снимался в рекламном ролике питьевой воды.
Таким образом, привлечение к ответственности за использование образа человека, похожего на представителя госорганов, является редкостью в практике антимонопольного регулирования.
В любом случае можно предположить, что возбужденное в отношении производителя рекламы дело не обойдется без проведения соответствующих экспертных исследований.