Высказывания С. Шаталова информационным агентствам на заседании в Российском союзе промышленников и предпринимателей
Минфин сформулирует рекомендации по обнулению пошлин на нефть в Восточной Сибири в ближайшее время
Москва. 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ
Министерство финансов РФ в ближайшее время сформулирует рекомендации относительно целесообразности обнуления экспортных пошлин на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель Министра финансов РФ С. Шаталов.
Он, в частности, отметил, что в среду у него состоится очередное совещание по данному вопросу.
"Понятно, что решение будет приниматься на достаточно высоком уровне (о применении нулевых экспортных пошлин на нефть 22 месторождений Восточной Сибири - прим. ИФ-АФИ). Наша задача - сформулировать понимание, рекомендации, возможно, завтра будут сформулированы, но не по всем месторождениям", - сказал С. Шаталов.
"Мы просто говорим - надо или не надо применять нулевые пошлины по всем месторождениям, которые сегодня ими пользуются", - сказал замминистра. При этом он подчеркнул, что у Минфина есть определенные сомнения. "На наш взгляд, некоторые месторождения из 22 вполне рентабельны и конкурентоспособны и без нулевых пошлин", - отметил он.
Замминистра отказался уточнить, о каких именно месторождениях идет речь, сказав только, "вы их знаете".
Он также отметил, что каждое месторождение из 22, в отношении которых сейчас применяется нулевая экспортная пошлина, рассматривается отдельно, "мы идем поштучно, по каждому".
Правительство РФ рассмотрит основные направления налоговой политики на 2011-2013 гг. в конце марта - Шаталов
Москва. 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ
Правительство РФ рассмотрит основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на период 2012-2013 годов на заседании в конце марта, сообщил статс-секретарь, замминистра финансов РФ С. Шаталов журналистам во вторник.
Он отметил, что в ближайшие дни этот документ будет обсуждаться на разных площадках, а "правительство пока еще не назначило дату (рассмотрения основных направлений налоговой политики - прим.ИФ-АФИ), скорее всего, (оно состоится - прим.ИФ-АФИ) ближе к концу марта".
При этом С. Шаталов отметил, что инициативы, изложенные в документе, будут дорабатываться в течение апреля-мая, в результате чего появятся уже конкретные законопроекты.
С. Шаталов также не исключил, что последний вариант основных направления налоговой политики, обнародованный Минфином, может еще претерпеть небольшие изменения. "Определенные итерации возможны", - сказал он.
Выступая на совещании в Российском союзе промышленников и предпринимателей по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности, С. Шаталов напомнил, что в проекте основных направлений налоговой политики Минфин, в частности, предлагает не увеличивать страховой взнос по обязательному медицинскому страхованию до 5,1%, оставив ставку взноса на уровне 3,1%. Предусмотрено, что с 2011 года общая ставка страховых взносов на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование должна составить 34%. Минфин же предлагает повысить ее только до 32% с нынешних 26%. При этом, как отметил С. Шаталов, "мы полагаем, что на 1 год, а может быть, и больше, следует воздержаться от того, чтобы повышать взносы на медицинское страхование". По его словам, такая позиция Минфина, в частности, связана с тем, что в правительстве "до сих пор нет понимания, что такое медицинское страхование, каким образом оно должно быть реформировано и для чего". В результате повышения ставки страхового взноса на медицинское страхование до 5,1% в бюджет фондов обязательного медицинского страхования поступит порядка 230 млрд рублей. По мнению Минфина, этот резерв может быть пока использован на другие цели.
С. Шаталов отметил, что в правительстве пока нет единой точки зрения по данному вопросу, обсуждение продолжается, и если Минфин и Минэкономразвития считают, что есть возможность повременить с повышением ставки, то Минздравсоцразвития так не считает.
Кроме того, в основных направлениях налоговой политики предлагается расширить применение льготы по страховым взносам (льготная совокупная ставка страховых взносов 14% - прим.ИФ-АФИ), распространив ее действие на IT-компании, работающие как на экспорт, так на внутреннем рынке, создаваемые при учебных заведениях для реализации их научных разработок, а также на резидентов технико-внедренческих зон. При этом Минфин предлагает продлить применение такой льготы "до 2015 года точно, а может быть, и до 2020 года". По словам С. Шаталова, рассматривается также возможность применения этих льгот "задним числом" с 2010 года.
С. Шаталов также отметил, что Минфин может поддержать одно из предложений Минэкономразвития, касающееся налогового стимулирования развития организаций, создаваемых при вузах. Минэкономразвития предлагает для таких компаний ввести специальный налоговый режим, предполагающий обнуление ставок ряда налогов, в том числе налога на прибыль, на имущество, земельного налога. Минфин же готов рассмотреть возможность распространения на такие организации упрощенной налоговой системы. "Сегодня этот режим для них автоматически недоступен, потому что закон требует большую долю участия в таких организаций вузов - до 50%, а льготный налоговый режим доступен только для тех компаний, в которых доля участие других организаций меньше 25%", - сказал он. "С точки зрения доступа к этому налоговому режиму мы эту тему готовы обсуждать и даже поддержать", - сказал С. Шаталов, отметив при этом, что создание нового специального налогового режима Минфина считает нецелесообразным.
В основных направлениях налоговой политики Минфин предлагает продолжить совершенствование системы налогового учета расходов на НИОКР. Как отметил С. Шаталов, с 1 января 2009 года введена льгота, позволяющая с коэффициентом 1,5 учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на НИОКР. "По точечным опросам можно сделать вывод, что льгота используется, по-видимому, не слишком эффективно", - сказал С. Шаталов. Так, по его мнению, одной из причин этого является то, что сама норма и направление, по которым она может использоваться, прописаны в законодательстве чрезмерно общим образом.
В свою очередь заместитель главы Минэкономразвития Станислав Воскресенский признал, что данная льгота "не работает". "У нас есть оперативная информация от налоговой службы - они не знают компаний, которые ее применяют", - сказал он.
Кроме того, Минфин предлагает продолжить совершенствование амортизационной политики, перейдя на формирование амортизационных групп по функциональному признаку и сократив сроки амортизации отдельных видов основных средств.
Говоря еще об одном предложении Минэкономразвития - освобождении от налога на прибыль дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии владения такими бумагами не менее пяти лет и размере владения не менее 10%, С. Шаталов отметил, что Минфин пока не видит необходимости введения такой льготы.
Минфин РФ в ближайшее время сформулирует предложения по ставкам экспортных пошлин на нефть ВостСибири
МОСКВА, 9 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/
Минфин РФ в ближайшее время сформулирует свои предложения по ставкам таможенных пошлин на нефть с месторождений Восточной Сибири. Об этом журналистам сообщил заместитель Министра финансов РФ С. Шаталов.
По его словам, 10 марта в Минфине пройдет очередной этап обсуждения данной проблемы. В частности, отметил он, в Минфине обсуждается возможность сокращения перечня месторождений, на которые распространяется нулевая ставка экспортной пошлины.
"У нас есть определенные сомнения. На наш взгляд, некоторые из месторождений, которые входят в список 22, вполне рентабельны и конкурентоспособны при ненулевой пошлине", - сказал С. Шаталов.
Он также добавил, что окончательные решения будут приниматься на более высоком уровне.
На совещании в Минфине планируется выработать рекомендации в отношении нескольких месторождений. Пока, по словам С. Шаталова, предложения министерства готовы не по всем месторождениям, и работа над этой темой будет продолжена.
Минэкономразвития и Минфин признают, что налоговая льгота по НИОКР работает неэффективно - С. Шаталов
МОСКВА, 9 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/
Минэкономразвития и Минфин признают, что налоговая льгота по НИОКР, действующая с начала 2009 г, работает неэффективно. Об этом сообщил заместитель Министра финансов РФ С. Шаталов на совещании в РСПП.
Он напомнил, что с 1 января 2009 г действует норма, позволяющая принимать расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5. По словам С. Шаталова, Минфин пока не получил окончательной картины по применению этой льготы. "Но по точечным опросам мы видим, что льгота используется неэффективно", - сказал С. Шаталов. Причиной этого замминистра назвал чрезмерно общие определения данной льготы. Кроме того, по его словам, у налоговых органов возникает много вопросов с администрированием данной льготы, так как отсутствует четкое определение самого понятия расходов на НИОКР.
Аналогичное мнение на совещании высказал заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. По его словам, Минэкономразвития провело анализ применения льготных режимов налогообложения, в результате которого стало очевидно, что данная льгота не работает. "У нас есть информация от налоговой службы – они не знают компаний, которые бы ее применяли", - сказал он. Кроме того, по его словам, в отношении специальных налоговых условий по НИОКР налоговики отмечают значительно число злоупотреблений. С другой стороны, С.Воскресенский заверил, что "у министерства есть понимание на какую систему администрирования нужно выходить, чтобы эта льгота заработала".
По его словам, в течение последних 15 лет в России действовала запретительная система налогообложений НИОКР. Однако, в последние годы правительство применяет меры для того, чтобы "отдать долг" по НИОКР.
Среди предложений министерств в данной области были названы завершение реформы системы начисления налоговой амортизации, которая предусматривает переход на формирование амортизационных групп по функциональному признаку. При этом предлагается сократить сроки амортизации отдельных видов основных средств.
Кроме того, Минфин предлагает создать систему идентификации расходов, учитываемых с коэффициентом 1,5 и разрешить создание специального резерва предстоящих расходов на НИОКР.
Не все нефтяные месторождения Восточной Сибири нуждаются в таможенной льготе - Минфин
МОСКВА, 9 мар - РИА Новости
Минфин РФ сомневается в целесообразности сохранения нулевых экспортных пошлин на нефть со всех 22 месторождений Восточной Сибири, пользующихся льготами, сообщил журналистам заместитель Министра финансов С. Шаталов.
"У нас есть определенные сомнения, на наш взгляд, некоторые месторождения из 22 месторождений Восточной Сибири вполне рентабельны и конкурентоспособны и при ненулевых пошлинах", - сказал он.
Он не стал уточнять, о каких месторождениях идет речь, но сказал, что по каждому из них будет приниматься отдельное решение.
По словам Шаталова, завтра, 10 марта, состоится очередное совещание по вопросу применения нулевых пошлин на экспорт восточносибирской нефти.
В настоящее время нулевые экспортные пошлины на нефть действуют для 22 месторождений Восточной Сибири. Ранее появилась неофициальная информация, что министерство финансов РФ предлагает отменить льготы на экспорт восточносибирской нефти из-за значительных потерь бюджета. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин сообщал, что бюджет РФ за счет обнуления экспортной пошлины на нефть восточносибирских месторождений недосчитается за год как минимум 120 миллиардов рублей.
Российские власти приняли решение об обнулении экспортных пошлин на нефть восточносибирских месторождений по итогам совещания в феврале прошлого года, прошедшего под председательством премьер-министра РФ Владимира Путина. Данная мера призвана активизировать разработку недр региона, который служит ресурсной базой для заполнения стратегического нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО).
Правительство РФ рассмотрит налоговую политику на 2011-2013 годы в конце марта - Минфин
МОСКВА, 9 мар - РИА Новости.
Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов будут обсуждаться на заседании правительства в конце марта, ожидает статс-секретарь - замминистра финансов РФ С. Шаталов.
"Заседание правительства пока не назначено, скорее, в конце марта", - сказал Шаталов во вторник журналистам. Он добавил, что в ближайшие дни предложения по налоговой политике будут обсуждаться на различных площадках.
Замминистра не исключил, что законопроекты, которые определят налоговую политику на ближайшие годы, будут подготовлены в апреле - первой половине мая. Это время уйдет на доработку предложений, сказал он на совещании по налогам в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ
На совещании речь шла о налоговом стимулировании инновационных отраслей. Шаталов представил бизнесменам предложения Минфина по снижению налогового бремени для инновационных компаний. В частности, предлагается принять ряд мер по сокращению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе установить переходный период для некоторых налогоплательщиков, которые начнут платить отчисления во внебюджетные фонды по ставке 34% (вместо нынешних 26%) с 2015 года, а не с 2011 года, как все организации.
Кроме того, отметил Шаталов, предлагается на один год или даже больше отказаться от повышения взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 3,1 до 5,1%. "Эта тема обсуждается, мы считаем, что если у нас есть возможность отказаться от повышения страховых взносов, то нужно отказываться", - сказал замглавы Минфина. Однако, по его словам, Минздравсоцразвития так не считает, мотивируя это тем, что российская медицина недофинансирована.
Также предлагается переходный период либо "заморозка" отчислений на пенсионное страхование. По словам Шаталова, под эти льготы должны попасть те, кто пользовался ими в прошлом - IT-компании, которые продают свою продукцию в основном на экспорт, причем эта норма может действовать до 2015 года или даже до 2020 года. В то же время в эту группу целесообразно включить компании, производящие программный продукт не только на экспорт, но и на внутренний рынок, инновационные компании, создающиеся при вузах, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон.
С 1 января 2009 года действует норма налогообложения, при которой расходы на НИОКР вычитаются из базы по налогу на прибыль с коэффициентом 1,5. По словам Шаталова, пока неизвестно, насколько эта льгота используется, поскольку налоговая отчетность еще не сдана, данные появятся летом. "Но по точечным опросам мы видим, что она не очень используется", - сказал замглавы Минфина.
С ним согласился заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. По его словам, проблема в том, что не было сразу доработано администрирование, поэтому льгота и не работает.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ
Минэкономразвития, в свою очередь, предлагает введение специального налогового режима для исследовательских компаний при вузах, который бы обнулял ставки всех налогов, за исключением налога на доходы физических лиц и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, сказал Воскресенский, Минэкономразвития настаивает на освобождении от налогообложения операций с ценными бумагами сроком владения свыше пяти лет, причем предлагается начать с некотируемых бумаг. По его словам, это станет стимулом для венчурного финансирования.
Шаталов по окончании совещания сообщил журналистам, что не видит необходимости ни в специальном налоговом режиме для вузовских предприятий, ни в освобождении от налогообложения операций с ценными бумагами.
"Мы обсуждаем вопрос, чтобы они (компании при вузах) получили возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения. Им она пока недоступна автоматически", - сказал замминистра финансов, пояснив, что пользоваться "упрощенкой" могут организации, где участие других компаний составляет менее 25%, а в случаях с вузами они являются, как правило, учредителями своих предприятий. "Мы готовы это обсуждать и поддерживать. Создание специального режима пока еще не нужно", - отметил Шаталов.
Что касается операций с ценными бумагами, то необходимости обнулять налогообложение с теми критериями, о которых говорит Минэкономразвития, на организованном рынке ценных бумаг необходимости нет, полагает замглавы Минфина. Если же речь идет о бумагах венчурных компаний, то, по мнению Шаталова, это нужно детализировать.
Минфин в ближайшее время разработает рекомендации по обнулению вывозных пошлин для месторождений Восточной Сибири
РБК. 09.03.2010, Москва
Министерство финансов РФ в ближайшее время сформулирует рекомендации по обнулению экспортных пошлин для месторождений Восточной Сибири. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель Министра финансов РФ С. Шаталов. По его словам, 10 марта 2010г. в Минфине пройдет очередной этап обсуждения этого вопроса, в ходе которого могут быть выработаны рекомендации для ряда восточносибирских месторождений. "В ходе обсуждения эксперты, может быть, выработают позицию, которую смогут предложить правительству", - сказал он. При этом С. Шаталов добавил, что 10 марта с.г. рекомендации если и будут сформулированы, то не по всем 22 месторождениям Восточной Сибири, пользующимся льготами. Замминистра отметил, что, по мнению ведомства, не все месторождения Восточной Сибири из списка льготников должны продолжать пользоваться нулевой экспортной пошлиной. "На наш взгляд, некоторые из этих 22 месторождений вполне рентабельны и конкурентоспособны и при ненулевых пошлинах", - сказал он.
Напомним, в марте с.г. было продлено действие нулевой пошлины для нефти Восточной Сибири, отвечающей характеристикам: плотность при 20 градусов - не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%.
В январе 2010г. на экономическом форуме в Давосе министр финансов РФ Алексей Кудрин заявлял, что правительство РФ не будет вводить вывозные пошлины для 22 нефтяных месторождений из Восточной Сибири. По его словам, эти льготы будут действовать до марта 2010г. Какие именно из них попадут в число этих 22, будет определено специальной рабочей комиссией в феврале. Позднее перечень месторождений может быть пересмотрен в зависимости от экономики каждого из них.
Данная мера призвана активизировать разработку недр региона, который служит ресурсной базой для заполнения стратегического нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.
В Минэнерго полагают, что господдержка нефтяной отрасли и нулевые пошлины позволят к 2013г. увеличить добычу нефти в России до 511 млн т. В 2008г. объем добычи нефти в стране сократился на 0,7% по сравнению с предыдущим годом и составил чуть больше 488 млн т.
Правительство РФ с 1 декабря 2009г. ввело нулевую ставку пошлины на экспорт восточносибирской нефти. Экспортная пошлина на такую нефть обнуляется ежемесячно, одновременно с ежемесячным установлением пошлин на нефть и нефтепродукты.
Минфин РФ надеется, что в конце марта правительство рассмотрит основные направления налоговой политики до 2013 г.
РБК. 09.03.2010, Москва
Министерство финансов РФ надеется, что правительство рассмотрит основные направления налоговой политики на 2011г. и на период 2012-2013гг. в конце марта, сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель Министра финансов РФ С. Шаталов. "В ближайшие дни будет обсуждение на разных площадках, а в правительстве заседание еще пока не назначено, но, скорее всего, это будет ближе к концу марта", - сказал он. По словам замминистра, до момента рассмотрения документа в правительство могут быть внесены еще некоторые изменения в предложения Минфина. Он добавил, что законопроекты, которые будут реализовывать эти инициативы, появятся во второй половине мая. "Весь апрель и половина мая у нас уйдут на то, чтобы доработать эти законопроекты, которые будем предлагать в правительстве", - сказал он на совещании в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Минфин РФ, в частности, предлагает перенести повышение взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1% с 2011г. на более поздний срок, установив совокупную ставку страховых взносов на уровне 32%. Ведомство также предлагает завершить реформу системы начисления налоговой амортизации, перейдя на формирование амортизационных групп по функциональному признаку.
Кроме того, Минфин предлагает ряд мер по поддержке деятельности инновационных предприятий. Планируется повысить эффективность системы налогового учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в частности, планируется создать систему идентификации расходов, учитываемых коэффициентом 1,5. Минфин также предлагает освободить от налогообложения на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации. Также планируется упростить налогообложение некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, образования и здравоохранения.
Что касается предложений Министерства экономического развития в области поддержки инновационных предприятий, то Минфин частично готов их рассмотреть. С. Шаталов отметил, что, в частности, финансовое ведомство готово обсуждать вопрос получения возможности пользования упрощенной системой налогообложения для инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях. В то же время создавать специальный налоговый режим с обнулением некоторых видов налогов для таких предприятий, по мнению Минфина, пока нецелесообразно. Минэкономразвития РФ предлагает обнулить для таких предприятий все налоги, кроме НДФЛ и страховых платежей.
Кроме того, Минфин и Минэкономразвития склоняются к тому, что для инновационных предприятий, пользовавшихся льготной ставкой страховых платежей до реформы ЕСН, ставка должна быть сохранена в размере 14% с 1 января 2010г. В первую очередь под эту льготу попадают компании, разрабатывающие программный продукт на экспорт. С. Шаталов отметил, что рассматривается возможность пролонгации этой льготы для таких компаний до 2015г. "После 2015г. будет принято решение либо сохранить эту льготу, либо плавно переходить на общий режим налогообложения", - сказал он. Замминистра также добавил, что обсуждается возможность расширения списка инновационных предприятий, пользующихся указанной льготой. В частности, по его словам, целесообразно распространить ее на предприятия, поставляющие программный продукт на внутренний рынок.