Российскую судебную систему ждет реформа
В конце прошлого года Д. Медведев внес в Госдуму пакет законопроектов по реформированию российской судебной системы.
Один из этих документов - проект Федерального конституционного закона № 306985-5 "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Необходимость принятия Федерального конституционного закона продиктована требованиями статьи 128 Конституции России. Он будет регулировать порядок формирования, состав и компетенцию Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов. В законопроекте определены полномочия председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей, компетенция президиумов судов и судебных коллегий.
Основная новелла - введение процедуры апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. Предлагается создать Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ (взамен Кассационной коллегии), которая будет рассматривать в апелляционном порядке дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями ВС РФ.
Согласно законопроекту Судебные коллегии Верховного Суда также наделяются правом рассматривать в апелляционном порядке судебные решения, не вступившие в силу. Это решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В свою очередь судебные коллегии перечисленных судов будут в апелляционном порядке пересматривать не вступившие в силу решения районных судов.
Предусмотрено проведение совместных заседаний Пленумов ВС РФ и ВАС РФ. В связи с этим подготовлен также проект Федерального конституционного закона № 306976-5 “О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, содержащий аналогичное положение.
Проект Федерального закона № 306965-5 “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации” направлен на усовершенстование порядка рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанции.
Сейчас законом закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу: апелляционное (если они приняты мировыми судьями) и кассационное (если приняты федеральными судами общей юрисдикции). Однако как таковой разницы в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел между ними нет. Поэтому предложено установить общие правила апелляционного обжалования судебных постановлений, принятых указанными судами в первой инстанции.
Согласно законопроекту становоится недопустимой передача дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С 10 дней до 1 месяца увеличивается срок для подачи апелляционных жалобы, представления. Уточняется их содержание.
В апелляционной инстанции не будут применяться правила об изменении предмета и основания иска, размера исковых требований, о предъявлении встречного иска и др.
В кассационном порядке предполагается рассматривать судебные постановления, вступившие в законную силу.
Полномочиями суда кассационной инстанции наделяются президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, судебные коллегии Верховного Суда.
При этом в кассационном порядке дело будет рассматриваться только если исчерпаны установленные ГПК способы обжалования постановления до его вступления в законную силу.
Надзорное производство предполагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Полномочия по пересмотру судебных постановлений (предусматривается их исчерпывающий перечень) в порядке надзора сохраняются исключительно за Президиумом Верховного Суда.
В президентский пакет законопроектов также вошли проекты федеральных законов "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".