Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 10 июля 2009
Первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Республики Хакасия Е. Серебренников: "Государство должно изменить отношение к сотрудникам органов правопорядка".
С конца 80-х годов под давлением экономических проблем стала видоизменяться система взаимоотношений граждан и сотрудников милиции. Основу этих "преобразований" составила так называемая экономическая благодарность. Появилась заинтересованность сотрудников в решении или не решении тех или иных вопросов. Думаю, что именно с этого и начало формироваться негативное отношение населения к милиции.
Коррупционные скандалы, которые взрывают общество то в одном, то в другом уголке страны, не прибавляют авторитета органам милиции. Например, возбуждение уголовных дел и отстранение от должности министра внутренних дел и его заместителей в республике, которую я представляю в Совете Федерации, в значительной мере перечеркнуло усилия сотен рядовых милиционеров Хакасии, честно выполняющих свой профессиональный долг.
Очень надеюсь на то, что с приходом нового руководителя по-другому будут строиться и отношения в республиканских органах внутренних дел. Однако далеко не все зависит от личности руководителя. Борьба с коррупцией должна вестись системными методами. И здесь очень многое делается руководством страны. Уверен, что свою роль в борьбе с этим явлением сыграет и Указ Президента РФ о мерах по противодействию коррупции, и национальный план противодействия коррупции, и совершенствование законодательства в этой сфере, и антикоррупционная экспертиза правовых актов. Все это обязательно принесет свои плоды.
Но для повышения эффективности деятельности милиции нужна серьезная работа по изменению отношения государства к сотрудникам органов правопорядка. Конечно, давно назрел вопрос о повышении зарплаты. Но только увеличение денежного довольствия проблему не решит. У нас есть пример, связанный с судейским сообществом. И зарплату судьям повысили, и вопросы пенсионного обеспечения решили, но, к сожалению, о коренном улучшении работы говорить пока рано.
Задача очень сложная и многогранная. Нужно решить широкий спектр вопросов социальной сферы, в частности по обеспечению сотрудников милиции жильем, по здравоохранению, по детским садам и т.д. Тогда и работа эта станет престижной, а значит, можно будет говорить о введении конкурсного отбора при приеме на работу в органы милиции, о повышении уровня квалификации сотрудников. Требуется и техническое переоснащение - на старых, разбитых автомобилях далеко не уедешь и преступников не задержишь.
Уверен, если мы найдем средства, чтобы начать работу по этим направлениям, лет через 5-10 ситуация изменится и авторитет милиции в обществе вырастет.
Заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в СФ от администрации Читинской области В. Мельников: "Ситуация в милиции складывалась не одно десятилетие".
Я категорический противник той точки зрения, что в бедах милиции виновата только она сама. Ситуация, действительно, очень сложная. Но милиция - это часть системы. Бесспорно, одна из самых важных, но только часть системы по обеспечению правопорядка, которая включает в себя как государственные, так и общественные институты. Следовательно, и меры по наведению порядка должны касаться всей системы.
Возьмем самое яркое, с информационной точки зрения, событие последних дней - ситуацию с Черкизовским рынком. Еще 7 лет назад суд указал на то, что рынок расположен на федеральных землях. То есть 7 лет было известно, что 80% территории рынка находится в федеральной собственности и принадлежит Университету физической культуры, спорта и туризма. Также ни для кого уже не было секретом, что государство от неуплаты налогов теряет огромные суммы. Более того, все знали, что рынок - источник коррупции и преступлений. Но ведь ничего не предпринималось. Абсолютно ничего. Давайте представим себе, о чем думают сержант, капитан или полковник милиции, которые видят и знают, что там происходит. С большой долей вероятности, они думают: "Почему я должен быть "белой вороной" и вести себя как-то иначе?"
Активные действия в отношении Черкизовского рынка начались только после заявления премьер-министра Владимира Путина о необходимости борьбы с контрабандой, а также о том, что там "товары стоят" на 2 млрд руб.
Я убежден, что корень проблемы - как раз в отсутствии системной работы, последовательности в действиях и в адекватной оценке результатов этой деятельности. Ситуация с Черкизовским рынком наглядно продемонстрировала, что происходит, когда не срабатывает государственная система обеспечения исполнения законов, а в конечном итоге и обеспечения прав граждан. И если по делу майора Евсюкова можно судить о проблемах в МВД, то по Черкизовскому рынку можно судить о ситуации в правоохранительных органах в целом, как, впрочем, и в органах государственной власти регионального и федерального уровня.
Сложившаяся ситуация в милиции, а складывалась она не одно десятилетие, лишь на 50% - проблема МВД. Остальные 50% надо разделить между другими государственными структурами и институтами гражданского общества. Кстати, в эти последние 50 % следует включить и СМИ, формирующих негативное отношение к милиции. Нельзя же показывать работников милиции только в черном цвете. Каждый год, защищая нас, под пулями погибает 600 милиционеров. Вот о ком нужно говорить и писать! Сотрудник милиции, честно выполняющий свой профессиональный долг, это не "белая ворона" и не "исчезающий вид" - таких людей в милиции много. Но, к сожалению, говорится об этих людях недостаточно.
Конечно, кому многое дано, с того многое и спрашивается. Милиция всегда на виду, эта первая структура, о которой мы вспоминаем в случае нарушения наших прав, к чьей помощи прибегаем. По большому счету, трудно представить себе ситуацию, когда милиция устраивает всех без исключения. Сфера работы милиционеров - это всегда столкновение чьих-то интересов. Всем угодить невозможно, да и нет такой необходимости. Нужно поставить во главу угла строгое выполнение действующего законодательства, и тогда граждане будут уверены, что им помогут независимо от социального статуса, положения в обществе, размера кошелька или места постоянной регистрации. Думаю, что при таком подходе к делу общество найдет способ достойно оценить труд милиции.
Член Комитета СФ по конституционному законодательству, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Тамбовской области Е. Тарло: "Реформирование милиции надо начать с вопросов воспитания".
Падение рейтинга органов правопорядка началось не сегодня и не из-за появления многочисленных публикаций о вопиющих случаях, связанных с сотрудниками милиции. Граждане уже давно испытывают неудовлетворенность от общения с милицией и даже страх перед людьми в форме. И это наши граждане, что уж говорить о мигрантах. То, что люди не доверяют органам внутренних дел, - очень тревожный сигнал. Можно бесконечно много говорить о причинах, вызвавших такое положение дел, но важнее в сегодняшней ситуации попытаться найти наиболее верные пути решения накопившихся проблем.
На мой взгляд, нужно начинать даже не с денег, хотя, конечно, достойное денежное содержание имеет немаловажное значение. Я считаю, что начинать надо с вопросов воспитания. Причем, это тот случай, когда в вопросах воспитания важным является буквально все: опрятность, манера общения с подчиненными, начальниками. Если нас будет волновать, как выстраиваются отношения в коллективе, какой дух в нем царит, то есть надежда, что ситуация начнет меняться к лучшему. Конечно же, этот процесс небыстрый, но, уверен, результат будет способствовать повышению уважения к милиции.
Как можно шире в деятельность органов милиции надо внедрять современные технические средства. Автомагистрали, вокзалы, автобусные остановки, места скопления людей, подъезды должны быть оборудованы системами видеонаблюдения, видеоконтроля, это будет способствовать снижению количества правонарушений и повышению безопасности граждан. Такие технические средства сегодня уже используются, но не так широко, как хотелось бы.
И, наконец, нужно восстановить и усилить контроль прокуратуры за деятельностью правоохранительных органов. К сожалению, эти функции прокуратуры были серьезно усечены "в погоне за американской моделью". Перестраивая работу наших правоохранительных органов, мы явно пошли не в ту сторону. Слепое копирование чужой модели привело к искажению самой сути нашей системы. Поэтому, убежден, необходимо восстановить роль и значение прокуратуры в системе органов правопорядка, определив ее основной задачей соблюдение законности.
Предлагаемые изменения не требуют больших затрат, за исключением, быть может, расширения использования технических средств. Объединив усилия органов муниципальной, региональной и федеральной власти, мы могли бы получить очень хорошие результаты.