Новости и аналитика Новости В России усовершенствуют систему организации местного самоуправления
Важно

В России усовершенствуют систему организации местного самоуправления

В России усовершенствуют систему организации местного самоуправления
© sb2010 / Фотобанк 123RF.com

Владимир Путин подписал Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ, который направлен на развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти. Он вступит в силу через 90 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать только с 1 января 2027 года.

Одно из ключевых нововведений документа – развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления. Оно предусмотрено в трех видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом установлена возможность сохранения двухуровневой системы (сельские или городские поселения и муниципальные районы) для субъектов РФ, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности. Если муниципальный или городской округ сформированы в границах более одного поселения, существовавшего по состоянию на день вступления в силу закона, то в административных центрах таких поселений сформируют территориальные органы, входящие в структуру местной администрации.

Критерием определения границ муниципального образования станет транспортная доступность до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования. Будет учитываться специфика территорий с низкой плотностью населения, отдаленных и труднодоступных местностей.

В нормах о структуре органов местного самоуправления сохранятся действующие положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ). Речь идет, например, о едином сроке полномочий депутатов, главы муниципального образования и иных лиц, замещающих муниципальные должности (5 лет), о составе представительного органа муниципального образования (он формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах). При этом перечень способов избрания главы муниципального образования дополнится новым механизмом – избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. Такая мера должна обеспечить реализацию конституционного принципа единства системы публичной власти.

Также в числе норм нового закона предусмотрены следующие:

  • глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию, но он не вправе исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования;
  • для главы муниципального образования дополнительно к гарантиям реализации полномочий лица, замещающего муниципальную должность, законом субъекта РФ могут быть установлены гарантии, связанные с замещением государственной должности субъекта РФ (финансировать расходы на обеспечение таких гарантий будут за счет средств бюджета субъекта РФ).

Кроме того, закон вводит новые механизмы ответственности главы муниципального образования. Так, высшее должностное лицо субъекта РФ сможет отрешить от должности главу муниципального образования:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей с учетом мнения представительного органа муниципального образования не ранее чем через один год со дня вступления в должность главы муниципального образования;
  • с учетом мнения совета муниципальных образований субъекта РФ не ранее чем через два года со дня вступления в должность, если высшим должностным лицом субъекта РФ два и более раза вносились в представительный орган муниципального образования и были им отклонены инициативы об удалении главы в отставку.

В отличие от Закона № 131-ФЗ в новом акте не закрепляются раздельно перечни вопросов местного значения и полномочия по их решению для различных видов муниципальных образований. Содержатся три общих перечня полномочий:

  • по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ;
  • по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут быть перераспределены законом субъекта РФ для органов госвласти субъекта РФ;
  • по которым для обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта РФ может быть принято решение об их реализации органами местного самоуправления.

Разграничены формы непосредственной реализации населением местного самоуправления и формы участия в нем. К первой группе отнесены местный референдум, муниципальные выборы и сход граждан. А ко второй – опрос, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, инициативные проекты, территориальное общественное самоуправление, староста сельского населенного пункта. Сохранится возможность участия в местном самоуправлении и в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, принятому федеральному закону, другим федеральным и региональным законам.

Документы по теме:

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Читайте также: