Новости и аналитика Новости Маркетплейс заставили восстановить покупателю аннулированные бонусные баллы

Маркетплейс заставили восстановить покупателю аннулированные бонусные баллы

Маркетплейс обязали восстановить покупателю аннулированные бонусные баллы
© yupiramos / Фотобанк 123RF.com

Потребитель накопил на маркетплейсе более 240 тысяч бонусных баллов (учитывались по курсу 1:1 с российским рублем), но использовать их для новых покупок не успел: маркетплейс провел "внутреннюю проверку", выявил в поведении покупатели признаки недобросовестности и все баллы попросту аннулировал.

Покупатель планировал потратить баллы на покупку ювелирного изделия – золотого браслета для часов (его пришлось в итоге оплатить "живыми" деньгами), поэтому без колебаний предъявил в суд иск к маркетплейсу, в котором просил взыскать сумму убытков – в размере суммы в рублях, потраченной на браслет, компенсацию морального вреда и штраф.

Маркетплейс попытался обосновать свое решение о списании всех бонусных баллов в программе лояльности и даже выиграл дело в суде первой инстанции:

  • к заказам, совершенным истцом на сайте, применялись правила программы лояльности ответчика. В соответствии с этими правилами злоупотребление правилами – недобросовестные действия участника, в том числе направленные на злоупотребление участником какими-либо привилегиями и поощрениями, предоставляемыми участнику в рамках программы и/или акции, и/или на накопление количества бонусных рублей на своем бонусном счете без фактического приобретения товаров/услуг партнера в целях личного потребления, при этом в качестве злоупотреблений правилами и недобросовестных действий рассматриваются, в частности, характерные закупки товаров или (и) услуг партнера и использование поощрений не для личного потребления, а в предпринимательских целях;
  • однако истец покупал товары явно не для личного использования. Так, за короткий срок он оформил заказы на следующие товары – мужская обувь одной марки в количестве 15 пар, смартфон в количестве 5 штук (по 3 и 2 одинаковых), пиджак/костюм мужской люксовых брендов в количестве 7 штук;
  • при этом у истца оформлен статус ИП,
  • а правила программы лояльности предусматривают аннулирование бонусных рублей в случае, если их начисление явилось результатом злоупотребления правилами, недобросовестных действий участника или третьих лиц.

Однако суд второй инстанции, с которым согласился Шестой КСОЮ, убедился, что даже такой нескромный объем покупок может вполне вписываться в паттерн именно потребительского поведения:

  • ответчик в своих возражениях на иск указал, что истцом приобретены товары не для личного потребления, в соответствии с Правилами программы лояльности ответчик вправе приостановить участие истца в этой программе и аннулировать количество накопленных бонусных баллов,
  • между тем, согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • из показаний истца усматривается, что им в указанный период времени были куплены товары не только для себя лично, но и для подарков жене и другим членам семьи;
  • данные доводы истца подтверждены объяснительными свидетелей – супруги, матери, тетушки, братьев и племянников истца, спорные вещи находятся в их пользовании, суду представлены фотографии, заказы оформлялись с одного аккаунта и были доставлены по месту жительства истца, все товары оплачены истцом, ответчик принял оплату этих товаров и начислил бонусные баллы, при этом часть товаров были возращены продавцам,
  • к тому же деятельность истца как индивидуального предпринимателя не связана с продажей предметов одежды, обуви и средств связи;
  • таким образом, товары истцом были куплены не только для личного потребления, но и для иных нужд (дарения супруге и родственникам), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
  • исходя из вышеизложенного, ответчиком были нарушены права истца как потребителя, поэтому на ответчика возлагается обязанность начислить (восстановить) истцу бонусные баллы в программе лояльности в том же размере, какой был заявлен в иске в рублях (но не возместить  убытки в размере суммы, затраченной за покупку браслета).

Помимо бонусных баллов, в пользу истца присудили ежедневный астрент до восстановления баллов, компенсацию морального вреда в 5 000 рублей и судебных расходов, а также штраф (определение СК по гражданским делам Шестого КСОЮ от 19 ноября 2024 г. по делу № 8Г-24198/2024).

Документы по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

Читайте также: