10 распространенных нарушений в учете расчетов с учредителем
© prathanchorruangsak / Фотобанк 123RF.com |
При создании бюджетного или автономного учреждения учредитель передает ему в оперативное управление имущество, необходимое для выполнения целей и задач, поставленных перед учреждением. В дальнейшем учредитель может дополнительно передать имущество либо выделить средства для его приобретения. В любом случае все имущество должно быть закреплено за учреждением в оперативное управление. Это вклад учредителя – аналог уставного капитала коммерческой организации.
Сумма, характеризующая участие учредителя в подведомственных бюджетных и автономных учреждениях, у бюджетных / автономных учреждений отражается по счету 210 06 "Расчеты с учредителем", а у органа – учредителя учитывается в составе финансовых вложений на счете 1 204 33 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" в разрезе подведомственных бюджетных / автономных учреждений. Но некоторые органы игнорируют эти требования. Так, ревизоры установили, что в местной администрации, имеющей подведомственное бюджетное учреждение, не ведется учет по счету 1 204 33 - соответствующих показателей нет ни в Главной книге, ни в годовой отчетности. Суд оштрафовал главного бухгалтера администрации (постановление Мирового судьи с/у № 2 Кандалакшского района Мурманской области от 26.08.2021 № 5-278/21). А в другом случае выяснилось, что главбух департамента вела учет по счету 1 204 33 без аналитики по подведомственным учреждениям (постановление Мирового судьи с/у № 389 г. Москвы от 08.06.2023 № 5-423/23).
Чему должны соответствовать показатели отчетности учреждения? Конечно, прежде всего, данным Главной книги. Несоответствие отраженных в отчетности показателей по счету 210 06 данным бухгалтерских регистров - повод для наказания по ст. 15.15.6 КоАП РФ (постановление Мирового судьи с/у № 144 Московской области от 16 мая 2024 г. № 5-415/24).
Обязательное условие: показатели по счетам 1 204 33 и 210 06 должны быть сопоставимы. То есть показатель счета 1 204 33 у учредителя должен быть равен сумме показателей счета 210 06 подведомственных ему АУ и БУ. Однако, как показывает судебная практика, достаточно часто сопоставимость счетов 1 204 33 и 210 06 не соблюдается. Несоответствие данных объясняется просто - одна из сторон некорректно сформировала свои показатели (постановление Мирового судьи с/у № 16 Центрального района г. Симферополь Республики Крым от 31.07.2024 № -240/24, постановление Мирового судьи с/у № 5 Вологодской области от 03.06.2024 № 5-564/24).
Разумеется, использовать переданное в оперативное управление имущество следует по целевому назначению и исключительно в рамках уставной деятельности. Поэтому учреждения ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом - без него ведение уставной деятельности будет существенно затруднено. Для бюджетных и автономных таковым является недвижимое и особо ценное движимое (ОЦДИ). Исходя из этого, расчеты на счетах 1 204 33 и 210 06 отражаются в объеме прав учредителя по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно. Перечни ОЦДИ для подведомственных учреждений должен определить орган – учредитель.
Требований о соответствии данных, числящихся в учете бюджетного / автономного учреждения по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения", с утвержденным перечнем нет, и при сопоставлении этих данных возможны отклонения. Однако причины этих отклонений должны иметь разумное и объективное объяснение (подробнее об этом - в Энциклопедии решений). Без них несоответствие показателя по счету 210 06 утвержденному перечню ОЦДИ делает отчетность недостоверной (постановление Мирового судьи с/у № 62 Московской области от 28.08.2023 № 5-644/23).
Отсутствие перечня ОЦДИ также может привести к искажению показателей по счетам 1 204 33 и 210 06, как это произошло в одном из судебных разбирательств. Учредитель не утвердил перечень особо ценного движимого имущества для подведомственных бюджетных учреждений, и это стало причиной включения в показатель счета 210 06 стоимости имущества, относящегося к категории "иное". Соответственно, у учредителя данные по счету 1 204 33 тоже оказались искажены (постановление Мирового судьи с/у № 16 Центрального района г. Симферополь Республики Крым от 05.10.2022 № 5-327/22).
В другом случае к искажению данных по счету 210 06 привело аналогичное нарушение - отнесение объектов иного имущества к особо ценному, а также непроведение инвентаризации земельных участков в преддверии годовой отчетности - по данным ЕГРН за учреждением было закреплено не то количество земельных участков и не той стоимости, что было отражено по счету 103 00 "Непроизведенные активы" и участвовало в формировании счета 210 06 (решение Мирового судьи с/у № 1 Кулебакского района Нижегородской области от 13 февраля 2024 г. № 5-25/24).
Случается и наоборот - на счете 101 30 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения" учитываются объекты, относящиеся в ОЦДИ. Из-за некорректной группировки основных средств стоимость такого имущества не участвовала в формировании показателя счета 210 06 , что привело к недостоверности отчетности (постановление Мирового судьи с/у № 11 Вологодской области от 13 июня 2024 г. № 5-726/24, постановление Мирового судьи с/у № 4 Вологодской области от 29 мая 2024 г. № 5-579/24, постановление Мирового судьи с/у № 4 Северского района Томской области от 7 июля 2023 г. № 5-367/23).
По общему правилу показатели счета 210 06 формируются только по КФО 4. Исключение - ситуация, когда входящие остатки по счетам 2 210 06 и 7 210 06 сформировались из стоимости особо ценного имущества, приобретенного АУ / БУ до изменения типа учреждения. В этом случае в учете может иметь место только уменьшение показателя счета 2 210 06 или 7 210 06 при выбытии имущества. Поступление новых объектов ОЦДИ по КФО 2 и КФО 7 не должны увеличивать показатели счетов 2 210 06 и 7 210 06 (подробнее об этом – в Энциклопедии решений). В ином случае наличие показателей на счете 210 06 по КФО 2 ревизоры и суды расценивают как нарушение методологии бухгалтерского учета (постановление Мирового судьи с/у № 106 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 04.09.2024 № 5-525/24, решение Мирового судьи с/у № 2 г. Златоуста Челябинской области от 24.04.2024 № 3-144/24).
С течением времени объем закрепленного за учреждением имущества многократно меняется: процесс поступления новых объектов и выбытия / списания пришедших в негодность и неиспользуемых происходит бесконечно. Однако орган – учредитель должен обладать информацией об объеме своих финансовых вложений в подведомственное учреждение на определенный момент времени. Поэтому не реже одного раза в год (как правило, при составлении годовой отчетности) показатели счетов 1 204 33 и 210 06 корректируются. Основанием для такой корректировки являются Извещения (ф. 0504805), сформированные подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Неотражение (несвоевременное отражение) сумм, указанных в полученном от учреждения Извещении (ф. 0504805) привело к недостоверности бюджетной отчетности учредителя, главбуха – к штрафу (постановление Мирового судьи с/у № 389 г. Москвы от 08.06.2023 № 5-423/23).