Новости и аналитика Новости 10 распространенных нарушений в учете расчетов с учредителем
Важно

10 распространенных нарушений в учете расчетов с учредителем

10 распространенных нарушений в учете расчетов с учредителем
© prathanchorruangsak / Фотобанк 123RF.com

При создании бюджетного или автономного учреждения учредитель передает ему в оперативное управление имущество, необходимое для выполнения целей и задач, поставленных перед учреждением. В дальнейшем учредитель может дополнительно передать имущество либо выделить средства для его приобретения. В любом случае все имущество должно быть закреплено за учреждением в оперативное управление. Это вклад учредителя – аналог уставного капитала коммерческой организации.

Сумма, характеризующая участие учредителя в подведомственных бюджетных и автономных учреждениях, у бюджетных / автономных учреждений отражается по счету 210 06 "Расчеты с учредителем", а у органа – учредителя учитывается в составе финансовых вложений на счете 1 204 33  "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" в разрезе подведомственных бюджетных / автономных учреждений. Но некоторые органы игнорируют эти требования. Так, ревизоры установили, что в местной администрации, имеющей подведомственное бюджетное учреждение, не ведется учет по счету 1 204 33 - соответствующих показателей нет ни в Главной книге, ни в годовой отчетности. Суд оштрафовал главного бухгалтера администрации (постановление Мирового судьи с/у № 2 Кандалакшского района Мурманской области от 26.08.2021 № 5-278/21). А в другом случае выяснилось, что главбух департамента вела учет по счету 1 204 33 без аналитики по подведомственным учреждениям (постановление Мирового судьи с/у № 389 г. Москвы от 08.06.2023 № 5-423/23).

Чему должны соответствовать показатели отчетности учреждения? Конечно, прежде всего, данным Главной книги. Несоответствие отраженных в отчетности показателей по счету 210 06 данным бухгалтерских регистров - повод для наказания по ст. 15.15.6 КоАП РФ (постановление Мирового судьи с/у № 144 Московской области от 16 мая 2024 г. № 5-415/24).

Обязательное условие: показатели по счетам 1 204 33 и 210 06 должны быть сопоставимы. То есть показатель счета 1 204 33 у учредителя должен быть равен сумме показателей счета 210 06 подведомственных ему АУ и БУ. Однако, как показывает судебная практика, достаточно часто сопоставимость счетов 1 204 33 и 210  06 не соблюдается. Несоответствие данных объясняется просто - одна из сторон некорректно сформировала свои показатели (постановление Мирового судьи с/у № 16 Центрального района г. Симферополь Республики Крым от 31.07.2024 № -240/24, постановление Мирового судьи с/у № 5 Вологодской области от 03.06.2024 № 5-564/24).

Разумеется, использовать переданное в оперативное управление имущество следует по целевому назначению и исключительно в рамках уставной деятельности. Поэтому учреждения ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом - без него ведение уставной деятельности будет существенно затруднено. Для бюджетных и автономных таковым является недвижимое и особо ценное движимое (ОЦДИ). Исходя из этого, расчеты на счетах 1 204 33 и 210 06 отражаются в объеме прав учредителя по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно. Перечни ОЦДИ для подведомственных учреждений должен определить орган – учредитель.

Требований о соответствии данных, числящихся в учете бюджетного / автономного учреждения по аналитической группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения", с утвержденным перечнем нет, и при сопоставлении этих данных возможны отклонения. Однако причины этих отклонений должны иметь разумное и объективное объяснение (подробнее об этом - в Энциклопедии решений). Без них несоответствие показателя по счету 210 06 утвержденному перечню ОЦДИ делает отчетность недостоверной (постановление Мирового судьи с/у № 62 Московской области от 28.08.2023 № 5-644/23).

Отсутствие перечня ОЦДИ также может привести к искажению показателей по счетам 1 204 33 и 210 06, как это произошло в одном из судебных разбирательств. Учредитель не утвердил перечень особо ценного движимого имущества для подведомственных бюджетных учреждений, и это стало причиной включения в показатель счета 210 06 стоимости имущества, относящегося к категории "иное". Соответственно, у учредителя данные по счету 1 204 33 тоже оказались искажены (постановление Мирового судьи с/у № 16 Центрального района г. Симферополь Республики Крым от 05.10.2022 № 5-327/22).

В другом случае к искажению данных по счету 210 06 привело аналогичное нарушение - отнесение объектов иного имущества к особо ценному, а также непроведение инвентаризации земельных участков в преддверии годовой отчетности - по данным ЕГРН за учреждением было закреплено не то количество земельных участков и не той стоимости, что было отражено по счету 103 00 "Непроизведенные активы" и участвовало в формировании счета 210 06 (решение Мирового судьи с/у № 1 Кулебакского района Нижегородской области от 13 февраля 2024 г. № 5-25/24).

Случается и наоборот - на счете 101 30 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения" учитываются объекты, относящиеся в ОЦДИ. Из-за некорректной группировки основных средств стоимость такого имущества не участвовала в формировании показателя счета 210 06 , что привело к недостоверности отчетности (постановление Мирового судьи с/у № 11 Вологодской области от 13 июня 2024 г. № 5-726/24, постановление Мирового судьи с/у № 4 Вологодской области от 29 мая 2024 г. № 5-579/24, постановление Мирового судьи с/у № 4 Северского района Томской области от 7 июля 2023 г. № 5-367/23).

По общему правилу показатели счета 210 06 формируются только по КФО 4. Исключение - ситуация, когда входящие остатки по счетам 2 210 06 и 7 210 06 сформировались из стоимости особо ценного имущества, приобретенного АУ / БУ до изменения типа учреждения. В этом случае в учете может иметь место только уменьшение показателя счета 2 210 06 или 7 210 06 при выбытии имущества. Поступление новых объектов ОЦДИ по КФО 2 и КФО 7 не должны увеличивать показатели счетов 2 210 06 и 7 210 06 (подробнее об этом – в Энциклопедии решений). В ином случае наличие показателей на счете 210 06 по КФО 2 ревизоры и суды расценивают как нарушение методологии бухгалтерского учета (постановление Мирового судьи с/у № 106 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 04.09.2024 № 5-525/24, решение Мирового судьи с/у № 2 г. Златоуста Челябинской области от 24.04.2024 № 3-144/24).

С течением времени объем закрепленного за учреждением имущества многократно меняется: процесс поступления новых объектов и выбытия / списания пришедших в негодность и неиспользуемых происходит бесконечно. Однако орган – учредитель должен обладать информацией об объеме своих финансовых вложений в подведомственное учреждение на определенный момент времени. Поэтому не реже одного раза в год (как правило, при составлении годовой отчетности) показатели счетов 1 204 33 и 210  06 корректируются. Основанием для такой корректировки являются Извещения (ф. 0504805), сформированные подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Неотражение (несвоевременное отражение) сумм, указанных в полученном от учреждения Извещении (ф. 0504805) привело к недостоверности бюджетной отчетности учредителя, главбуха – к штрафу (постановление Мирового судьи с/у № 389 г. Москвы от 08.06.2023 № 5-423/23).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 

Читайте также:

Истекает срок уплаты имущественных налогов граждан за 2023 год

Россияне должны уплатить имущественные налоги за 2023 год до 2 декабря

В этом году срок уплаты перенесен, поскольку 1 декабря приходится на выходной день.

Что изменится в России с 1 декабря 2024 года: запрет пропаганды чайлдфри, сбор биометрии у мигрантов, списание кредитов участников СВО, штрафы за летние шины

Что изменится в России с 1 декабря 2024 года: сбор биометрии у мигрантов, списание кредитов участников СВО, запрет пропаганды чайлдфри, штрафы за летние шины

Также в числе поправок – увеличение численности военнослужащих Вооруженных сил РФ, новые санкции за подложные счета-фактуры и налоговые декларации, корректировка правил сдачи практического экзамена по вождению и т. д.

Минимальный срок владения недвижимостью могут сократить до трех лет

Минимальный срок владения недвижимостью могут сократить до трех лет

Он применяется для освобождения от НДФЛ доходов, полученных от продажи имущества.

Минстрой России предлагает законодательно закрепить понятие мастер-плана

Минстрой России предлагает законодательно закрепить понятие мастер-плана

Поправки планируется внести в Градостроительный кодекс РФ.