Новости и аналитика Новости Инвентаризация – 2024: новые правила, шпаргалки и советы

Инвентаризация – 2024: новые правила, шпаргалки и советы

Инвентаризация – 2024: новые правила, шпаргалки и советы
© traimak / Фотобанк 123RF.com

Инвентаризация – процедура далеко не новая, можно даже сказать, традиционная. Однако из года в год она вызывает у организаций бюджетной сферы множество вопросов. И 2024 год не исключение. Более того, именно с инвентаризацией – 2024 связаны значимые изменения в нормативных актах, и именно она станет объектом пристального внимания контролирующих органов.

Дело в том, что до 2024 года для организаций бюджетной сферы в нормативных правовых актах отсутствовали порядок и механизмы проведения инвентаризации – учреждения разрабатывали порядок проведения инвентаризации самостоятельно. Инвентаризация - 2024 проводится по новым правилам – с этого года в стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" Минфин включил Общие требования к инвентаризации. Это минимальный набор требований, которым с 1 июля 2024 года должен отвечать обязательный локальный акт каждого учреждения – Порядок проведения инвентаризации. Что будет, если к 1 июля вы не актуализировали Порядок инвентаризации в соответствии с требованиями стандарта "Учетная политика..."? Ответ на этот вопрос Минфин России давал летом в методрекомендациях к Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств (см. обзор методички). Итак, если учетная политика - 2024 не уточнена с учетом Общих требований к инвентаризации по состоянию на 1 июля 2024 года, в ней могут содержаться положения, противоречащие Общим требованиям. В таком случае инвентаризация должна быть организована по Общим требованиям вне зависимости от того, что написано в "необновленном" локальном акте. В противном случае у ревизоров появится основание утверждать, что инвентаризация проведена вразрез с требованиями закона, и ее результаты могут быть поставлены под сомнение.

По состоянию на какую дату проводить годовую инвентаризацию – 2024? Действительно ли некоторые объекты учета нужно инвентаризировать исключительно на 1 января 2025 года? Как правильно выбрать дату начала проведения годовой инвентаризации по земельным участкам? Кстати, знаете ли вы, как правильно инвентаризировать земельные участки?

Немаловажный момент – кто будет проводить инвентаризацию. Каких специалистов включать в состав инвентаризационной комиссии и какими полномочиями их наделять? Должен ли в состав комиссии входить бухгалтер? А специалист централизованной бухгалтерии?

Какие объекты имущества можно инвентаризировать один раз в три года? Правда ли, что можно провести выборочную проверку? Что такое альтернативные способы (методы) инвентаризации имущества? Когда их можно применять?

Это лишь некоторые из вопросов, ответы на которые содержатся в Общих требованиях к инвентаризации. Детально обо всем, что касается проведения инвентаризации по новым правилам, – в специальном обзоре

А для тех, кто предпочитает формат видео, – актуальный видеоурок, в котором наши эксперты разъясняют самые острые вопросы, касающиеся нового порядка инвентаризации

Отдельно напомним об одном из обязательных объектов годовой инвентаризации – задолженности учреждения. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 05031690503769) предусматривают раздельное отражение долгосрочной и просроченной задолженности. Отсутствие информации о просроченной задолженности в специальных графах Сведений (ф. 05031690503769) может быть расценено как искажение отчётности (постановление Мирового судьи с/у № 2 Аннинского судебного района Воронежской области от 5 июля 2024 г. № 5-210/24решение Ленинского райсуда г. Махачкалы Республики Дагестан от 02.09.2022 по делу № 12-729/2022).

При отражении в учете расчетов Минфин требует от учреждений указывать аналитический признак "дата исполнения". О том, как определить эту дату в рамках госзакупок и расчетов с "подотчетниками", как ее корректировать, когда можно поставить признак "31.12.2999", в какой момент долги станут просроченными
 – в видеоматериале " Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по расходам (выплатам)"

Обязательно загляните в наши специальные памятки "Анализ дебиторской и кредиторской задолженности"

В помощь при инвентаризации – тематический материал Энциклопедии решений "Долгосрочная и просроченная дебиторская и кредиторская задолженность"


Нормативными актами, регламентирующими ведение бухгалтерского / бюджетного учета, установлено, что объектами инвентаризации являются активы и обязательства, отражаемые как на балансовых счетах, так и за балансом. Однако перечень объектов бухгалтерского учета несколько шире перечня объектов инвентаризации. Это значит, что далеко не все объекты учета подлежат инвентаризации. Так по каким счетам бухгалтерского учета инвентаризация обязательна, а по каким ее не проводят? Нужно ли инвентаризировать забалансовый счет 02, где отражены "неактивы", и счет 401 40 "Доходы будущих периодов", где учтены объекты, удовлетворяющие понятию "обязательство"?

За ответом далеко ходить не надо. Для отражения результатов проведенной инвентаризации бюджетная сфера применяет Инвентаризационные описи (ф. 0504081 – 0504089 и ф. 0504091), утвержденные Приказом № 52н. Вместе с тем Приказом № 61н в настоящее время утверждены Инвентаризационные описи (ф. 0510464 – 0510468), на применение которых необходимо перейти всем организациям бюджетной сферы в срок не позднее 1 января 2025 г. Кроме того, на регистрации в Минюсте России сейчас находятся изменения к Приказу № 61н, в числе которых комплект новых унифицированные форм для инвентаризации. Каждая унифицированная инвентаризационная опись составляется в отношении определенных счетов бухгалтерского учета. И вот она, шпаргалка для бухгалтера: по счетам, прямо поименованным в Методических указаниях по формированию инвентаризационных описей, утвержденных Приказом № 61н, инвентаризация проводится в обязательном порядке.

Как быть со счетами, для которых Приказом № 61н не предусмотрена обязательная инвентаризация? В каких случаях учреждение вправе самостоятельно принять решение о проведении либо непроведении инвентаризации по некоторым объектам учета?

В новой памятке "Объекты инвентаризации: инвентаризационные описи и счета учета" – ответы на эти и другие вопросы о подлежащих инвентаризации счетах учета и соответствующих им формах инвентаризационных описей, детальные разъяснения, наглядные таблицы, подсказки и рекомендации

 Своевременное и добросовестное проведение инвентаризации – это лишь половина дела. К оформлению ее результатов также следует подойти с высокой долей ответственности. Нарушение порядка оформления результатов инвентаризационных мероприятий свидетельствует об их формальном проведении. К такому выводу судьи приходят, например, столкнувшись с фактом отражения в инвентаризационных описях только наличия по данным бухгалтерского учета (постановление Мирового судьи с/у № 1 Кусинского района Челябинской области от 8 ноября 2023 г. № 3-338/23) или фактом заполнения посредством использованием бухгалтерской программы сразу обеих графах инвентаризационной описи – "по данным бухгалтерского учета" и "фактическое наличие (состояние)" (постановление Мирового судьи с/у № 2 Ахтубинского района Астраханской области от 12 марта 2024 г. № 5-42/24). В таком случае цель инвентаризацииподтверждение показателей годовой отчетностине достигнута, и отчет могут признать недостоверным.

Правила, нюансы, советы и наглядные примеры для правильного оформления документов по инвентаризации – в нашем Путеводителе

Какие ошибки допускают учреждения при подготовке и проведении инвентаризации, смотрите здесь. Избежать их помогут наши специальные материалы. В них – вся самая актуальная информация, примеры и рекомендации по данному вопросу:

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Читайте также:

Можно ли оплатить по ОМС печати, вывески и стенды?

Можно ли оплатить по ОМС печати, вывески и стенды?

Эксперты компании "Гарант" рассказали, какие ограничения необходимо учитывать при покупке товаров.

Федеральные учреждения будут по-новому составлять пояснительные записки

Федеральные учреждения будут по-новому составлять пояснительные записки

Изменения нужно применять с отчетности за 2025 год.

Для сотрудников госучреждений введут новые правила предоставления допотпусков

Для сотрудников госучреждений введут новые правила оформления допотпусков

Напомним, работникам за ненормированный график предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 3 дней.