Депутаты Госдумы предложили ограничить маркетинговые сборы аптек
© dragoscondrea / Фотобанк 123RF.com |
В Госдуму внесен законопроект, направленный на защиту производителей лекарств от агрессивной маркетинговой политики аптечных сетей и дистрибьюторов (Проект федерального закона № 755616-8).
Авторы проекта указывают, что сейчас – как в аптечной рознице, так у оптовиков – широко распространена практика взимания с фармпроизводителей платы за различные маркетинговые услуги – за "продвижение" препарата, за лучшее место на полке, за выкуп определенных объемов препарата и т. п., причем для небольших производителей выплата указанного вознаграждения может быть единственным способом передать свой препарат в аптеку. Это увеличивает прибыль организаций, которые торгуют лекарствами, но уменьшает финансирование фармпрозводителей, у которых остается меньше свободных средств для проведения исследований и внедрения инноваций. Кроме того, в проигрыше также оказываются потребители, которым аптеки склонны навязывать те препараты, с производителями которых у них заключены маркетинговые соглашения. Наконец, подобную практику – по различным соображениям – не одобряет и значительная часть сотрудников аптек.
В связи с этим предложено следующее:
- предусмотреть в Законе об обращении лекарственных средств возможность заключения между фармпроизводителями и оптовиками/аптеками соглашений (в рамках договора поставки лекарств) о дополнительном вознаграждении покупателю за выкуп определенного объема препарата, а также за оказание услуг по предоставлению, распространению и обеспечению доступа к информации о лекарственном препарате, логистических услуг, услуг по подготовке к продаже и иных подобных услуг,
- однако одновременно установить, что совокупный максимальный размер такого вознаграждения должен быть рассчитан в порядке, определенном Кабмином, а взимать с фармпроизводителя какое-либо иное вознаграждение сверх указанного – запрещено.
Отметим, что аналогичная проблема несколько лет назад существовала и в продуктовом ритейле, однако ее остроту удалось значительно сгладить благодаря поправкам в Закон о госрегулировании торговой деятельности о предельном размере (не более 5% от цены продовольственных товаров) бонуса за приобретение определенного объема товаров и иные услуги маркетингового характера.