Новости и аналитика Новости Казначейство России уточнило контрольные соотношения к отчетности за 9 месяцев

Казначейство России уточнило контрольные соотношения к отчетности за 9 месяцев

Казначейство России уточнило контрольные соотношения к отчетности за 9 месяцев
© ?jat306 / Фотобанк 123RF.com

Несмотря на отсутствие в текущем году каких-либо изменений в порядке формирования отчетности учреждениями и органами власти / местного самоуправления, по традиции Федеральное казначейство опубликовало Контрольные соотношения к показателям бюджетной и бухгалтерской отчетности на 1 октября 2024 года. Уточнения и корректировки основаны на анализе показателей представленной ранее отчетности и направлены на недопущение грубых ошибок, а также на избежание возможных ошибок, связанных с некорректным применением кодов бюджетной классификации (КБК) при формировании номеров счетов, и, как следствие, показателей отчетности (Информация Федерального казначейства от 9 октября 2024 г.).

При составлении отчетности следует сосредоточить внимание на правильном применении КБК.

Все показатели отчетных форм, в которых предусмотрено указание КБК (составных частей кодов), отражаются по действующим в 2024 году кодам бюджетной классификации РФ согласно Порядкам № 82н и 209н, а также Приказу № 80н. Представление отчетных форм с указанием в них показателей по недействующим на отчетную дату КБК недопустимо.

Кроме того, при формировании показателей в отчетности необходимо учитывать таблицы соответствия кодов классификации доходов и КОСГУ, КВР и КОСГУ, АнКВД/КВР и КОСГУ при отражении безвозмездных неденежных передач. Несмотря на то что указанные таблицы соответствия не являются нормативными актами, они служат источником для формирования контролей. На практике нередки ситуации, когда какая-либо увязка таблицами соответствия не предусмотрена, в итоге возникают проблемы со сдачей отчетности. Однако данный факт не всегда свидетельствует об ошибке и неверном выборе КБК. Если субъект отчетности уверен в своей правоте, для корректировки спорных контролей следует обратиться к вышестоящему субъекту консолидированной отчетности. А в целях уточнения сопоставительных таблиц необходимо обращаться в финансовый орган публично-правового образования и/или направить соответствующие предложения непосредственно в адрес Минфина России.

Рекомендуем обратить внимание на следующие важные контроли, определенные Федеральным казначейством.

1. Основные дополнения / уточнения в Контрольных соотношениях к бюджетной отчетности за 9 месяцев 2024 года коснулись проверки показателей в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). А именно: расширен перечень счетов, остатки по которым на отчетную дату нуждаются в детальном анализе и пояснениях.

Теперь наличие любой задолженности – дебиторской или кредиторской – на начало и/или конец отчетного периода (гр. 2 и 9 раздела 1 Сведений ф. 0503169) на счете 209 89 "Расчеты по иным доходам" требует пояснения.

Кроме того, нужно пояснить наличие на начало и конец отчетного периода в Сведениях (ф. 0503169) любой задолженности по счету 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами".

Напомним, что пояснения требуются и в случае наличия кредиторской задолженности на счетах 205 4Х и 209 4Х на начало и конец отчетного периода.

Несмотря на отмеченный Федеральный казначейством существенный объем ошибок, связанных с неверным формированием номеров счетов учета расчетов при заполнении Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769), а также Сведений (ф. 0503369) финорганов, на сегодняшний день контрольные соотношения не содержат таблиц допустимости применения тех или иных КБК в конкретных номерах счетов. Проверяется лишь правильность выбора доходной или расходной классификации по отдельным кодам счетов. Единственное жесткое правило, зафиксированное в контрольных соотношениях по бюджетной отчетностинельзя отражать в 15 - 17 разрядах номеров счетов учета расчетов 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 00, 302 00 коды КВР 801 – 809 и АнКВД 191 – 199, предназначенные для обособления безвозмездных неденежных передач. Не исключено, что форматные контроли в части соответствия кода счета и 15 – 17 разрядов номера счета появятся к годовой отчетности в части увязки конкретного КВР/АнКВД с учетом кода аналитического счета учета расчетов, указанного в 22 - 23 разрядах номера счета. Например, в 15 – 17 разрядах номеров счетов 206 11 и 302 11 "Расчеты по заработной плате" можно указывать только КВР 1Х1 "Фонд оплаты труда", а в счетах 303 12 и 303 13 следует использовать КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога".

Даже при отсутствии таких контролей сегодня не лишним будет еще раз проанализировать номера счетов, которые отражены в учете и отчетности. И не только в части расчетов, но и по доходам / расходам.

2. Еще несколько важных уточнений внесено в контрольные соотношения к Справке по заключению счетов (ф. 0503110, 0503710), касающиеся форматов в части применения КБК в номерах счетов 401 10 и 401 20.

Так, согласно форматному контролю к Справке (ф. 0503710) в 15 – 17 разрядах номера счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" АУ/БУ допустимо указывать коды АнКВД 120, 130, 410, 420, 430, 440, 460, а также код "000" в части корректировки расчетов с учредителем. Ранее контроль предусматривал перечень кодов, которые НЕ следовало применять, а именно АнКВД 110, 140, 150, 160 и 180. Обратите внимание: по-прежнему для АУ/БУ использование АнКВД 180 не предусмотрено при формировании номера счета 0 401 10 172.

Кроме того, для счетов 0 401 20 271 и 0 401 20 272 также установлены конкретные коды, которые АУ/БУ могут использовать в 15 – 17 разрядах номеров данных счетов. Это КВР группы 2ХХ, 4ХХ, а также нулевое значение (000).

Практически аналогичное правило внесено и для бюджетной отчетности. В Справке (ф. 0503110) допускается указывать в 15 - 17 разрядах номеров счетов 1 401 20 271, 1 401 20 272 и 1 401 20 274 КВР группы 2ХХ, 4ХХ, а также нулевое значение (000).

Конечно, для отчетности за 9 месяцев уточнения в контроли к годовой отчетной форме не столь важны, однако завершение года не за горами, и стоит проанализировать корректность применения КБК по счетам финансового результата уже сейчас.

3. Уже с отчетности за полугодие-2024 стало заметно, что "зоркое око" казначеев устремлено на необходимость и законность / допустимость осуществления некассовых операций учреждениями. Теперь АУ/БУ при отражении некассовых операций необходимо подробно пояснить причины возникновения показателей, а именно описать правовые основания возникновения такой операции, если заполнена графа 8 в Отчете об исполнении Плана ФХД (ф. 0503737) по следующим кодам:

Кроме того, если в графе 8 Отчета по АнКВД 130, 140, 410 и 440 сформировались отрицательные показатели (со знаком "минус"), их также следует пояснить.

Ранее указанные контроли были блокирующими, теперь установлен тип контроля – предупреждающий, то есть показатель требует анализа и пояснений. Напомним: дополнительная информация о некассовых операциях раскрывается в строке 180 Таблицы № 10 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).

Документы по теме:

Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Читайте также: