За ненадлежащую рекламу медуслуг штраф можно заменить предупреждением
© vadymvdrobot / Фотобанк 123RF.com |
УФАС выявила нарушение законодательства о рекламе: частная клиника разместила рекламный баннер "Лазерное лечение варикоза, расширение вен; отечность; судороги; сосудистая "сеточка"" без предупреждения о противопоказаниях и необходимости консультации врача (Постановление АC Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2024 г. № Ф02-2395/24).
Поскольку информация, распространенная на рекламном баннере, является рекламой; объект рекламирования - медицинские услуги; в нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе не указано предупреждение о наличии противопоказаний рекламируемых услуг и напоминание о необходимости получения консультации специалиста, УФАС сначала признало рекламу ненадлежащей, а затем оштрафовало клинику на 100 000 рублей.
Суды, куда обратилась клиника, согласились с тем, что правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ, имеет место, однако заменили штраф на предупреждение невзирая на протесты антимонопольной службы:
- УФАС доказало в действиях клиники состав вменяемого ей правонарушения, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, в деле нет обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения,
- вместе с тем вмененное клинике нарушение совершено ею впервые, не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба,
- следовательно, в данном случае возможно применение ст. 4.1.1 КоАП РФ и замена наказания в виде штрафа на предупреждение,
- доводы УФАС о недопустимости применения в данном случае ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса, поскольку нарушение обязательных требований установлено Управлением в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, не может быть принят во внимание как несостоятельный в правовом отношении;
- в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
- при этом по смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания;
- в целях применения положений ст. 4.1.1 Кодекса понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Законов № 294-ФЗ и № 248-ФЗ;
- иное толкование положений ст. 4.1.1 КоАП РФ приведет к тому, что применение данной нормы будет поставлено в зависимость не от совокупности условий, установленных Кодексом, необходимых для её применения, а от вида проводимой государственной проверки и конкретного государственного органа, в чью компетенцию входит проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, что приведет к нарушению принципа равенства всех перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). Указанная правовая позиция изложена также в определениях Верховного Суда РФ от 2 августа 2019 г. № 307-ЭС19-12049, от 27 марта 2019 г. № 301-ЭС19-1849.