Новости и аналитика Новости Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 1 апреля 2009

Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 1 апреля 2009

Заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок: "Реформирование государственного аппарата - это действенная форма борьбы с чиновничьим произволом".

Реформирование государственного аппарата - это действенная форма борьбы с чиновничьим произволом. Но при ее проведении надо хорошо понимать её внутренние закономерности и учитывать опыт прошлых преобразований. В бытность Министром труда и социального развития я столкнулся с этой проблемой. Исследуя итоги прежних сокращений аппарата в России и СССР, мы пришли к любопытным выводам: прирост числа чиновников после каждой такой реформы составлял примерно 40%.

Уверен, если мы хотим сократить часть служащих и добиться повышения эффективности работы остальных, необходимо соблюсти ряд условий. Прежде всего, решения о реформировании не должны приниматься келейно. Применительно к реорганизуемому аппарату это значит, что в процедурах сокращения не должны участвовать его чиновники. Сокращать нужно сначала полномочия, функции, а уж потом людей, их реализующих. Далее, необходимо всех госслужащих выводить "за штат". И, наконец, должна быть обеспечена полная открытость процедур реформирования для общественности, в частности, через Интернет. А если принимается решение ликвидировать ведомство, то лучше сделать это кардинально, вплоть до полного освобождения занимаемых им помещений.

На мой взгляд, следует ограничить количество чиновников и в регионах. Не нужно в каждой маленькой деревне создавать свой муниципалитет - мы и так наплодили в городах и весях огромную армию мелких менеджеров, на которых впустую тратятся бюджетные деньги.

Важнейшее значение для успешного проведения административной реформы имеет экспертиза нормативных актов и законопроектов на коррупциогенность. По существу, впервые появляется реальная возможность повысить эффективность и прозрачность госслужбы, поставить заслон на пути мздоимцев, исключить появление питательной среды для вымогательства и взяточничества.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, представитель в СФ от Тульской областной Думы Виктор Соколовский: "Уверен, что без всякого ущерба для государства можно уменьшить армию чиновников как минимум в два раза".

Строя рыночную экономику, мы перенасытили бюрократами наши государственные органы. Уверен, что без всякого ущерба можно уменьшить армию чиновников как минимум вдвое. Сегодня гражданину для решения любого вопроса приходится проходить через уйму контор, терять много времени, давать взятки, набираться немыслимого терпения, чтобы пробить чиновничью «броню». В этом смысле сокращение аппарата, который штампует пустые бумажки, занимается волокитой, пойдет на пользу государству, всем гражданам.

Считаю, что главными критериями для чиновника должны быть профессионализм и эффективность труда. На государственную, муниципальную службу следует принимать только людей компетентных, с высоким чувством ответственности. И только они должны продвигаться по карьерной лестнице. Именно такие управленцы будут способствовать решению проблем граждан, реализации ими своих прав с минимальными бюрократическими формальностями.

Хочу остановиться еще на двух с моей точки зрения важных моментах. Во-первых, нам, законодателям, нужно провести полный аудит содержания законов, нормативных актов, чтобы исключить всё, что играет на руку бюрократии. И, во-вторых, как можно быстрее следует внедрять в жизнь электронное правительство. Убежден, что использование современных информационных технологий не только позволит гражданам заочно получать услуги, предоставляемые различными ведомствами, но и будет способствовать сокращению чиновничьего аппарата, повышению эффективности и прозрачности деятельности органов власти в центре и на местах.

Член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Калужской области Валерий Сударенков: "Необходимо отладить систему государственной службы так, чтобы чиновники были обречены приносить пользу".

По данным Росстата, в 2006 году в России насчитывалось более полутора миллионов чиновников. За последние три года численность госслужащих всех уровней в России возросла на треть.

В настоящее время образ чиновника в представлении рядовых россиян чаще всего ассоциируется с кланом или кастой, для которых характерна закрытость, иерархичность, произвол в отношении граждан, формализм, необоснованные притязания на компетентность во всем, нацеленность на обеспечение своих нужд.

Конечно, хотелось бы, чтобы «служивые люди» радели, прежде всего, за государственные интересы, а потом уж за свои, но на это вряд ли стоит надеяться. На мой взгляд, сокращение штата или введение «Кодекса чести чиновника», повышение заработной платы или количества льгот, сами по себе ничего не дадут. Значит, выход один - необходимо отладить систему государственной службы так, чтобы чиновники были "обречены" приносить пользу.

Я считаю, что нужно повышать управленческую культуру госслужащих, улучшать качество их деятельности, менять мотивацию. Кстати, во Франции чиновничий аппарат насчитывает 4 млн, а в США - 3 млн человек. На Западе элита чиновничества - это выпускники самых престижных учебных заведений, в которых, наряду с глубокими теоретическими знаниями, акцент делается на приобретение навыков руководства большими организациями, развитие способностей по поиску выходов из сложных управленческих проблем, принятию эффективных и ответственных решений.

Когда власть станет понятной и прозрачной, доступной и эффективной, тогда слова академика Ключевского - "государство пухло, народ хирел", уже не будут звучать так актуально, как они, к сожалению, звучат сегодня.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Красноярского края Вячеслав Новиков: "Я вижу решение задачи в обеспечении реальной конкуренции, как политической, так и профессиональной".

Уверен, любые волевые решения по разгону чиновников - не самый правильный путь в повышении эффективности государственной службы, а в итоге - в повышении качества государственной власти. Я вижу решение задачи в обеспечении реальной конкуренции, как политической, так и профессиональной.

Чиновничий аппарат состоит из должностей высшей категории, которые сменяются в результате выборов, и должностей госслужбы - основной категории сотрудников, работающих на профессиональной основе и не зависящих от политической конъюнктуры.

Хочу, прежде всего, сказать о первой группе, потому что, на мой взгляд, картина здесь удручающая. Связано это с тем, что подбор кадров, чаще всего, строится на принципе личных связей, знакомств. Профессионализм, как критерий, где-то на последнем месте. А ведь это те высокопоставленные чиновники, от решений которых зависит очень многое. Ситуацию, конечно, недопустимая. Я уверен, что измениться она сможет только с приходом такой политической культуры, которая будет основываться на нормальной партийной конкуренции. Это обязательно произойдет, как говорится, жизнь заставит.

Что касается другой группы чиновников - гражданских государственных служащих, то соответствующие законы предусматривают и конкурсный отбор и постоянное повышение квалификации. Надо только обеспечить их неукоснительное выполнение всеми органами власти.