ФНС России подготовила обзор практики по налогу на имущество организаций
© alekleks / Фотобанк 123RF.com |
ФНС подготовила Обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ. В частности, приведены (Письмо ФНС России от 11 июля 2024 г. № БС-4-21/7894@):
- определение СКЭС ВС РФ от 9 марта 2023 № 305-ЭС22-23165, в котором указано, что расположенные в принадлежащем организации (банку) здании управленческие помещения (кабинеты), в которых оборудованы рабочие места для сотрудников, осуществляющих текущую деятельность банка, должны рассматриваться для целей налогообложения в качестве офисных, даже несмотря на то, что самостоятельного офисного назначения эти помещения не имеют (п. 1 Обзора);
- определение КС РФ от 30 января 2024 г. № 8-О-Р, в котором КС РФ дал официальное разъяснение постановления КС РФ от 12 ноября 2020 г. № 46-П по делу о проверке конституционности подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, который не предполагает возможности установления налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). КС РФ разъяснил, что судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу Постановления № 46-П, в том числе приводить к возврату из бюджетов сумм, уже уплаченных налогоплательщиками. Иной подход приводил бы к неоправданному пересмотру размера обязательств неограниченного круга налогоплательщиков (п. 5 Обзора) (см. также новость от 22 февраля 2024 г. );
- определение КС РФ от 25 апреля 2024 г. № 1091-О, в котором ООО оспаривало конституционность абзаца второго п. 10 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если объект недвижимости образован в результате, в частности, раздела объекта недвижимости, включенного в Перечень по состоянию на 1 января налогового периода, то вновь образованный объект при условии его соответствия критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. По мнению ООО, оспариваемое законоположение освобождает уполномоченные органы от обязанности включать новый объект в Перечни, утверждаемые на последующие периоды. Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению: по мнению судей, оспариваемое законоположение само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права ООО в указанном им аспекте (п. 6 Обзора).