Новости и аналитика Новости Суды признали недействительными договоры школы на услуги горячего питания

Суды признали недействительными договоры школы на услуги горячего питания

Суды признали недействительными договоры школы на услуги горячего питания
© vitalily73 / Фотобанк 123RF.com

В новостях от 12 июля 2024 г. мы рассказали о признаках дробления закупок в целях ухода от конкурентных процедур при заключении контрактов, цена которых не превышает 600 тыс. рублей. Основания для заключения договоров с единственным поставщиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ отличны от тех, что предусмотрены Законом № 44-ФЗ. Однако это вовсе не означает, что учреждения, осуществляющие закупки в соответствии Законом № 223-ФЗ, застрахованы от претензий по поводу дробления закупок.

Дело в том, что принципы, на которых основан Закон № 223-ФЗ, аналогичны принципам контрактной системы в сфере закупок. Положения Закона № 223-ФЗ предоставляют заказчику право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закрепляя их в Положении о закупке. Вместе с тем должностные лица контролирующих органов фиксируют нарушения в том числе и тех правил, которые заказчики сами для себя и установили.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о закупках, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод. В данном примере автономным учреждением ежемесячно заключались договоры на оказание услуг горячего питания. Цена каждого из договоров не превышала ограничения, установленные Положением о закупке. Договоры признаны недействительными, поскольку общая сумма расходов оказалась существенно выше таких ограничений.

Отстаивая свою позицию, учреждение указывало, что закупка с единственным поставщиком осуществлялась по иным основаниям: непосредственно Положением предусмотрено, что закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в в случае закупки услуг у арендатора или ссудополучателя здания / помещения заказчика, предназначенных для оказания таких услуг. Ограничения по стоимости договором не должны были соблюдаться, поскольку услуги горячего питания закупались у арендатора.

Однако этот аргумент отклонен, поскольку положения п. 2 ч. 3.2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ о защите конкуренции предусматривают заключение договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом образовательных учреждений без проведения конкурсов или аукционов с организациями общественного питания, с которыми уже заключены договоры на оказание услуг питания, для того чтобы обеспечить надлежащее исполнение указанных договоров. Иное толкование указанной правовой нормы, допускающее заключение договоров на оказание услуг питания с владельцами (арендатор, ссудополучатель) имущества образовательного учреждения без соблюдения конкурентных процедур, приводит к ограничению конкуренции.

Еще одним поводом для претензий при размещении закупки у единственного поставщика является злоупотребление правом. А выражается оно в том, что договор с единственным поставщиком заключается в отсутствие доказательств, что выдвигаемые заказчиком требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно данным поставщиком, т.е. единственным лицом и никаким иным.

Соответствующие доказательства необходимы, потому что определяющим фактором при установлении заказчиком требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге являются потребности заказчика. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг - один из принципов осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках; или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.).

Претензии по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства могут возникнуть как на этапе размещения в ЕИС Положения о закупке (решение АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2024 г. по делу № А75-14018/2023), так и по факту заключения договора (решение Арбитражного суда Тюменской области от 18 июня 2024 г. по делу № А70-6234/2024). Причем в отдельных случаях судьи не только соглашаются с требованиями надзорных органов в признании договора недействительным, но и удовлетворяют требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки (Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июня 2024 г. по делу № А50-3805/2024).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции

Читайте также:

Как медицинскому учреждению добиться выделения дополнительных средств ОМС?

Как медицинскому учреждению добиться выделения дополнительных средств ОМС?

В первую очередь потребуется направить в территориальную комиссию предложение по перераспределению объемов медицинской помощи.

Что нужно учитывать учреждению при закупке стройматериалов?

Что нужно учитывать учреждению при закупке стройматериалов?

На этапе планирования расходов важно проанализировать должностные инструкции штатных работников и требования отраслевых нормативных актов.

Казначейство России подготовило памятку о переводах по картам "Мир"

Казначейство России подготовило памятку о выплатах на банковские карты "Мир"

В ней перечислены КВР и коды видов выплат по оплате труда.