4 спора о переквалификации договоров с самозанятыми в трудовые
© vadimkey / Фотобанк 123RF.com |
Анализ договоров показал, что они носили типовой характер, заключались на определенный срок (от 5 до 29 дней), по истечении которого перезаключались на следующий период времени, при этом предмет договоров, место оказания услуг, права и обязанности сторон и прочие условия договоров не менялись. В договорах не были согласованы определенный объем работы, конечный результат, отсутствовало описание характера и вида работ.
Исполнители должны были подчиняться графику работы АЗС, работы на АЗС должны были выполняться как на основании плановых заявок, так и незамедлительно. Кроме того, исполнители выполняли работы в составе бригад других работников организации.
Самозанятые в ходе мероприятий налогового контроля сообщили, что регистрировались в качестве плательщиков НПД по рекомендации директора организации, которого воспринимают как своего начальника.
Суды пришли к выводу о том, что заключенные договоры по своей правовой природе являются трудовыми, в итоге организации доначислена недоимка по НДФЛ и страховым взносам в размере 4 млн руб., а также пени (820 тыс. руб.). Кроме того, наложен штраф (Постановление Восемнадцатого ААС от 14 мая 2024 г. № 18АП-4533/24).
Во-первых, налоговая инспекция сделала вывод о взаимозависимости ИП и ООО в силу того, что данные лица осуществляют один вид деятельности (производство напитков, питьевой воды), имеют общий сайт, используют активы, принадлежащие друг другу, без оформления договоров и общие трудовые ресурсы без официального трудоустройства.
Далее налоговый орган сделал вывод о наличии трудовых отношений на основании следующих фактов:
1. Большая часть физлиц, с которыми ИП заключил гражданско-правовые договоры, ранее получала доходы от трудовой деятельности в ООО.
2. Договоры о предоставлении услуг самозанятыми заключались ранее или в день постановки на учет физлиц в качестве самозанятых; после же прекращения взаимоотношений с ИП физлица снимались с учета в качестве плательщиков НПД.
3. У физлиц, зарегистрированных в качестве самозанятых, отсутствовали иные источники доходов, что, по мнению налоговой, свидетельствует о полной занятости граждан у предпринимателя и об отсутствии у них возможности осуществлять одновременно иную самостоятельную предпринимательскую деятельность;
4. В ряде договоров указаны логины и пароли к личному приложению самозанятых "Мой налог", т.е. физлица предоставили сведения и доступ к своим личным ресурсам ИП.
5. Род деятельности, а также функциональная подчиненность определенным руководящим лицам при официальном трудоустройстве в ООО и при оказании услуг ИП в качестве самозанятых у физлиц не изменились, что свидетельствует о формальности изменения характера правоотношений с трудовых на гражданские.
Суды при рассмотрении спора также установили, что:
- договоры не содержат конкретного объема работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый в результате выполнения работ результат), фактически договоры содержат указание на выполняемую самозанятым (работником) трудовую функцию;
- предусмотрена периодическая выплата вознаграждения по итогам каждого месяца;
- срок действия договоров один год, что указывает на длительный характер отношений;
- ИП обеспечивал самозанятым условия труда, предоставлял оборудование, транспортные средства;
- самозанятые работали по графику, определяемому предпринимателем, а не самозанятыми самостоятельно;
- самозанятые соблюдали дресс-код, установленный предпринимателем, и требования внутренних документов;
- самозанятым гарантировалось предоставление оплачиваемых дней отдыха в количестве двух периодов по 14 дней в течение календарного года и оплата больничного листа.
В итоге отношения также признаны трудовыми.
Здесь, по мнению налоговой инспекции и судов, на трудовые отношения указывали во многом аналогичные факты (Постановление Семнадцатого ААС от 23 апреля 2024 г. № 17АП-1941/2):
- регистрация работников в качестве самозанятых являлась инициативой организации;
- при регистрации физлиц в качестве самозанятых, при формировании чеков, при начислении и выплате вознаграждения им оказывалась правовая и бухгалтерская поддержка;
- систематическая выплата вознаграждения самозанятым - 1 раз в месяц (размер вознаграждения не был связан с оплатой конкретного объема выполненных услуг, выплаты носили фиксированный и периодический характер);
- организация являлась единственным заказчиком и единственным источником поступления денежных средств для самозанятых;
- договоры с самозанятыми закрепляли трудовую функцию (выполнение исполнителем (работником) работ определенного рода, а не разового задания заказчика); в договорах отсутствовал конкретный объем работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый в результате этого результат);
- физлицам обеспечивались условия труда, осуществлялся контроль за их деятельностью.
Целью заключения договоров гражданско-правового характера также являлась ежедневно выполняемая работа. Учитывая основной вид деятельности организации, ее потребность в услугах, указанных в договорах, имелась постоянно. Самозанятые подчинялись режиму труда, работали под контролем организации, им обеспечивали условия труда, отношения носили длящийся, системный характер (Постановление Пятнадцатого ААС от 19 марта 2024 г. № 15АП-1543/24).
Физлица также регистрировались в качестве плательщика НПД непосредственно перед заключением договора, в день заключения договора или через несколько дней после заключения договора.
Договорами была предусмотрена фиксированная стоимость работ (конкретная сумма рублей за нормо-час), при этом объем работ и сроки их выполнения сторонами не согласованы.
Выплаты самозанятым производились одновременно (в один день), кроме того, некоторые выплаты производились одинаковыми суммами. Для всех самозанятых работа в организации являлась единственным источником доходов; договоры были заключены на неопределенный срок. Помимо этого, было установлено формирование чеков самозанятых с одного устройства. Все это, по мнению судов и налоговой инспекции, характеризует физлиц, применяющих НПД, как лиц, фактически лишенных предпринимательской самостоятельности и подмене трудовых отношений гражданско-правовыми.