Неопубликованная учетная политика: последствия для учреждения
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
Шесть лет действует норма стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", обязывающая учреждения и централизованные бухгалтерии публиковать на своих официальных сайтах основные положения учетной политики и / или копии документов, входящих в состав учетной политики.(Решения Бежаницкого районного суда Псковской области от 16 января 2024 г. по делу № 2-29/2024 и от 2 ноября 2023г. по делу № 2-298/2023)
Тем не менее, некоторые учреждения игнорируют данное требование. Более того, даже после того, как в адрес руководителя прокуратура внесла представление, положения учетной политики так и не были опубликованы.
Пришлось прокурору обращаться в суд с требованием обязать учреждение исполнить требование нормативного акта и предписания. Суд признал: нарушен закон - не приняты меры по обеспечению открытости и общедоступности информации о деятельности учреждения. Удовлетворяя иск прокурора, суд назначил учреждению предельный срок для исполнения решения.
Сразу возникает вопрос: в каком объеме должны быть размещены те самые основные положения? Как оформить документ с отдельными положениями учетной политики?
Стандарт "Учетная политика..." этот момент не уточняет. Методрекомендации по применению стандарта лишь поясняют, каким образом может быть реализовано публичное раскрытие учетной политики на сайте субъекта учета:
- размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета, особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов, но без размещения копий самих актов;
- размещение копий документов учетной политики;
- реализации обоих вариантов раскрытия в совокупности.
Однако достаточно вспомнить, что Минфин России - тоже субъект учета, а значит, так же, как все, исполняет указанные требования стандарта "Учетная политика...". Размещенные на официальном сайте Основные положения учетной политики Министерства финансов РФ в полной мере раскрывают все значимые аспекты локального акта, что позволяет учреждениям ориентироваться на них при подготовке к публикации своей учетной политики.
Напомним, что если учреждение в очередной раз не исполнит требования о публикации учетной политики, судебный пристав-исполнитель может возбудить исполнительное производство. А это означает, что учреждению придется заплатить исполнительский сбор. Повторное уклонение от исполнения судебного акта грозит административной ответственностью по ст. 17.15 КоАП РФ. Иными словами, несоблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете может повлечь дополнительные расходы как для должностных лиц, так и для учреждения в целом, даже в том случае, когда нарушение не подпадает под административную ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ.