Новости и аналитика Новости Куда подавать жалобу на постановление об административном правонарушении, вынесенное комиссией?

Куда подавать жалобу на постановление об административном правонарушении, вынесенное комиссией?

Куда подавать жалобу на постановление об административном правонарушении, вынесенное комиссией?
© DragonImages / Фотобанк Фотодженика

Конституционный Суд РФ определил - впредь до внесения изменений в КоАП РФ – территориальную подсудность жалоб на постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъекта РФ. Согласно прямому указанию Конституционного Суда РФ, такие жалобы надлежит рассматривать районным судам по месту нахождения административной комиссии (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2024 г. № 24-П).

К такому выводу Конституционный Суд РФ пришел, рассматривая запрос областного суда, в который поступила жалоба на решение по делу об административном правонарушении. Нарушение касалось благоустройства (неисполнение обязанности по ремонту здания), постановление о наказании было вынесено административной комиссией. При этом правонарушение было совершено в одном районе города (где находится ветхое здание), а административная комиссия расположена в другом районе города.

В ходе неоднократного рассмотрения дела по жалобам сторон (кстати, само дело уже прекратили за отсутствием события правонарушения) различные судебные инстанции приходили к противоположным выводам по вопросу о территориальной подсудности дела:

Конституционный Суд РФ прокомментировал ситуацию следующим образом:

  • по мнению самого Конституционного Суда РФ, логичнее всего в данной ситуации обращаться в суд по месту совершения правонарушения, поскольку и упомянутый п. 4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, и равно п. 3 и п. 3.1 ч. 1 ст.30.1 КоАП РФ относят принятие решений по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении к компетенции районного суда по месту рассмотрения дела, которым в соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ является, - если законом прямо не установлено иное, - место совершения административного правонарушения. Соответственно, совокупное восприятие указанных норм не исключает определения места рассмотрения дела об АП, а затем и места рассмотрения жалобы на принятое по итогам его рассмотрения постановление в зависимости от места совершения правонарушения;
  • однако положения КоАП РФ позволяют трактовать его двояко (и даже трояко - если учесть, что административная комиссия проведет выездное заседание в таком районе, который не совпадает ни с местом совершения правонарушения, ни с местом нахождения административной комиссии), в том числе и потому, что отдельные суды, учитывая коллегиальный статус таких комиссий, считают правильным рассмотрение соответствующих жалоб на основании не п. 4, а п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, согласно которому они могут быть поданы в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Этот плюрализм судебных позиций подтверждается самой разнообразной правоприменительной практикой, включая практику Верховного Суда РФ;
  • само по себе различное истолкование правовых норм в процессе применения действующего законодательства не может служить бесспорным аргументом их конституционной дефектности, – ведь суды могут выявлять содержание конкретного нормативного положения или устанавливать более сложные взаимосвязи правовых предписаний, и тем самым обеспечивать надлежащую степень определенности, ясности и непротиворечивости правил;

однако если суды - как в данном случае - широко используют прямо противоположную интерпретацию положений КоАП РФ и фактически легализуют их взаимоисключающие варианты, такие нормы не могут быть признаны отвечающими конституционным критериям определенности правового регулирования;

  • это в полной мере относится и к оспариваемому законоположению, чья неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость не устраняются даже с помощью предпринимаемых судами усилий;
  • таким образом, п. 4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1) и 75.1, в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ, чем допускает произвольное отнесение рассмотрения такой жалобы к ведению районного суда по месту нахождения административной комиссии, по месту проведения ее заседания или по месту совершения административного правонарушения.

Резолютивной частью Постановления № 24-П Конституционный Суд РФ предписал законодателю принять меры по устранению неопределенности в вопросе о территориальной подсудности обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ.

А впредь до внесения в КоАП РФ изменений, вытекающих из настоящего Постановления, территориальная подсудность рассмотрения районным судом жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ, должна определяться местом нахождения такой комиссии.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также:

Если управляющий – банкрот, то компании откажут в госрегистрации

Если управляющий – банкрот, то компании откажут в госрегистрации

При этом определение суда о признании гражданина банкротом не является основанием для внесения информации о нем в реестр дисквалифицированных лиц.

Можно ли предусмотреть в бюджетной смете представительские расходы?

Можно ли предусмотреть в бюджетной смете представительские расходы?

Даже при надлежащем оформлении всех документов о расходах судебная практика по данному вопросу расходится.

Какие доводы можно использовать, чтобы снизить штраф за нецелевое использование средств ОМС в 10 раз?

Какие доводы можно использовать, чтобы снизить штраф за нецелевое использование средств ОМС в 10 раз

Больнице удалось в судебном порядке уменьшить штраф до 46 тыс. руб.

Главбуха оштрафовали на 10 тыс. руб. за неправильное составление бюджетной сметы

Главбуха оштрафовали на 10 тыс. руб. за неправильное составление бюджетной сметы

Бухгалтер включал в нее расходы на содержание неиспользуемых автомобилей.