Новости и аналитика Новости Оплата вызова скорой помощи для констатации смерти пациента: разъяснения ФФОМС

Оплата вызова скорой помощи для констатации смерти пациента: разъяснения ФФОМС

Оплата вызова скорой помощи для констатации смерти пациента: разъяснения ФФОМС
© sudok1 / Фотобанк Фотодженика

ФФОМС высказал свою позицию по вопросу направления страховых средств на оплату вызова скорой медицинской помощи (СМП) для констатации биологической смерти гражданина (Письмо ФФОМС от 26 апреля 2024 г. № 00-10-30-1-06/7101).

Так, Фонд не оспаривает оплату таких расходов средствами ОМС в том случае, если смерть наступила при вызове скорой помощи к пациенту для оказания медицинской помощи с исходом - смерть в присутствии бригады СМП. Речь идет о случае, когда в момент фиксации вызова пациент был жив, ему требовалась неотложная скорая помощь, но по факту приезда бригады скорой помощи или в момент транспортировки в лечебное учреждение наступила смерть, что и было зафиксировано в карте вызова (см. также письмо ФФОМС от 25 июля 2019 г. № 9052/30-1/и). Если же изначально вызов поступает с целью подтверждения факта смерти гражданина, то данный случай оплате за счет средств ОМС не подлежит.

Возникает вопрос: за счет каких средств медицинская организация должна покрыть расходы бригады скорой помощи во втором случае, и нужно ли вообще направлять бригаду на такой вызов.

К сожалению, законодательство в области здравоохранения четкого ответа не дает.

В соответствии с положениями Закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями. Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержден приказом Минздрава России от 20 июня2013 № 388н.

Согласно Порядку N 388н констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях) является одним из поводов для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме. Вместе с тем с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС, так как информация об умерших гражданах исключается из регистра застрахованных лиц (см., например, постановления Шестого ААС от 21 июля 2020 г. № 06АП-1638/20, АС Поволжского округа от 31 августа 2018 г. № Ф06-36146/18).

Согласно положениям Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 950, констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером) и оформляется в виде протокола установления смерти человека по утвержденной форме. Дата и время его составления также фиксируются в протоколе.

Таким образом, сам по себе факт вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме для констатации факта смерти человека не свидетельствует в полной мере, что гражданин уже является умершим и не застрахованным в системе ОМС. Только после формирования и регистрации протокола установления смерти бригадой скорой помощи по закону оформляется запись акта смерти гражданина.

Примечание

Здесь мы не рассматриваем случаи, когда факт смерти устанавливается в результате открытых уголовных дел, ДТП, на основании решения суда.

Именно такой подход - сначала составление протокола, затем исключение из реестра застрахованных - позволяет регионам определить в Тарифных соглашениях ОМС возможность оплаты за счет страховых средств выезда бригад скорой помощи для констатации смерти пациента (см., например, как в 2024 году это было в Ставропольском крае, Тюменской, Самарской и Магаданской областях). Ограничение только одно: вызов для констатации смерти должен быть сделан в часы работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Изложенное позволяет сформулировать рекомендацию для медицинских организаций, которые направляют бригады скорой помощи для подтверждения факта смерти гражданина. Учитывая, что новые разъяснения ФФОМС отличаются от сложившейся практики оплаты услуг скорой помощи в некоторых регионах, для исключения споров с контролирующими органами по оплате услуг и расходованию средств ОМС при наличии сомнений целесообразно обращаться за разъяснениями к учредителю и / или в комиссию по разработке территориальной программы ОМС.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также:

Если управляющий – банкрот, то компании откажут в госрегистрации

Если управляющий – банкрот, то компании откажут в госрегистрации

При этом определение суда о признании гражданина банкротом не является основанием для внесения информации о нем в реестр дисквалифицированных лиц.

31 мая – предельный срок оплаты прошлогодней кредиторки для федеральных ПБС

31 мая – предельный срок оплаты прошлогодней кредиторки для федеральных ПБС

Федеральным получателям бюджетных средств следует до этого срока направить в ТОФК распоряжения о казначейских платежах и сведения о бюджетных обязательствах.