Неудаление сообщения с экстремистской символикой признается административным правонарушением
© iofoto / Фотобанк Фотодженика |
Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу на неконституционность ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, которая устанавливает наказание за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (в аспекте придания норме обратной силы). Заявительница указала на то, что ее оштрафовали за старый пост на своей странице в соцсети: ранее она разместила несколько сообщений, содержащих символику общественного движения альтернативного электорального поведения, которое на момент опубликования сообщений не было признано экстремистской организацией. Лишь спустя значительный промежуток времени данное общественное движение отнесли к экстремистским, а уже затем привлекли к ответственности и заявительницу. По ее мнению, спорная норма позволяет привлекать к административной ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось административным правонарушением, чем противоречит ряду статей Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2024 г. № 575-О).
По мнению Конституционного Суда РФ, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы:
- использование атрибутики или символики экстремистских организаций является разновидностью экстремизма,
- запрет пропаганды (публичного демонстрирования) символики экстремистских организаций является мерой, направленной на противодействие экстремизму,
- ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пропаганду (публичное демонстрирование) символики экстремистских организаций (т.е. за разновидность экстремизма),
- противоправность данного деяния заключается в самом факте публичной демонстрации (пропаганды) символики экстремистской организации;
- при этом не имеет правового значения момент размещения соответствующей символики способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц, поскольку после признания судом организации экстремистской публичная демонстрация ее символики запрещена и должна быть прекращена.
Таким образом, после обновления перечня экстремистских объединений гражданам рекомендуется просмотреть свои старые посты и картинки на предмет публикации символики организаций, которые попали в данный перечень.
Отметим, однако, что и тут граждан могут ждать неприятные сюрпризы. – согласно прямому указанию Закона о противодействии экстремизму, символика экстремистской организации - это символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Между тем, у общественных движений зачастую нет учредительных документов, а значит, – нет и символики, описание которой было бы ими установлено (именно так было и в деле заявительницы).
Тем не менее, данное обстоятельство не смутило суд общей юрисдикции, который оставил в силе административное наказание заявительницы, сославшись исключительно на судебное решение о запрете деятельности общественного движения. Кроме того, и Конституционный Суд РФ в феврале 2024 года отклонил жалобу на неопределенный термин "символика экстремистской организации" в ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (жалоба была подана той же самой заявительницей, и, вероятно, содержала ссылку на то, что во вменяемом ей деянии в качестве экстремистской символики суд указал на такую символику, которая не отвечает критериям п. 4 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму): по мнению КС РФ, "часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ не допускает возможности произвольного применения и не содержит неопределенности в вопросе о том, публичное демонстрирование какой символики влечет привлечение к административной ответственности".