С 1 сентября 2024 года подразделения транспортной безопасности смогут сбивать беспилотники
© solarseven / Фотобанк Фотодженика |
Пресекать их полет разрешат путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, воздействия на пульты, повреждения или уничтожения. Делать это можно будет только в целях защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Такие поправки предусмотрены законом, который вчера подписал Президент РФ (Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, субъектов транспортной инфраструктуры обяжут безвозмездно предоставлять органам ФСБ России здания, сооружения, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Это касается железнодорожного, водного, воздушного транспорта и метрополитена. Помещения и оборудование будут эксплуатироваться за счет средств федерального бюджета, выделенных службе безопасности.
Что касается беспилотных аппаратов, то появится их законодательное определение. К ним отнесены беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы. Регулируется использование беспилотных аппаратов в том числе для выполнения воздушной съемки и других способов дистанционного зондирования земли. На такую съемку потребуется разрешение уполномоченного органа, который будет проводить контрольный просмотр полученных фото- и видеоматериалов. А Правительство РФ сможет определить случаи, когда выполнять воздушную съемку с борта воздушного судна можно будет без получения разрешения.
Кабинет министров сможет менять сроки вступления в силу актов, принимаемых в целях создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем и их элементов. Речь идет о документах, содержащих обязательные требования. Новые полномочия получит и Росавиация. Она должна утвердить федеральные авиационные правила, которые в том числе установят требования к организациям, занимающимся разработкой или изготовлением авиационной техники, подлежащей обязательной сертификации. Федеральное агентство воздушного транспорта определит:
- порядок регистрации нарушений использования воздушного пространства России;
- порядок разработки, установления, введения и снятия временного, местного режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства;
- порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа;
- правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;
- порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ и взимания рассчитанной на их основе платы;
- порядок расчета неустойки при прекращении по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки и случаи, когда неустойка не взимается.
Закон вступил в силу с 30 января 2024 года, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки. Например, положения в части получения разрешений на воздушную съемку и использование полученных материалов начнут действовать с 1 апреля 2024 года. А изменения, касающиеся порядка расчета неустойки при прекращении по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки, – с 1 сентября текущего года.