Можно ли не платить транспортный налог за неиспользуемые автомобили
© kotafoty / Фотобанк Фотодженика |
Серьезная неисправность или аварийное состояние транспортного средства могут надолго лишить возможности использовать его. Обязана ли организация уплачивать транспортный налог в отношении неисправных транспортных средств, которые давно не используются в хозяйственной деятельности?
ФНС напомнила, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического его использования. Нерабочий или неиспользуемый по иным причинам автомобиль не перестает быть тем самым объектом налогообложения. И если за организацией числится транспортное средство, не снятое с учета в органах ГИБДД, она обязана уплачивать за него транспортный налог (Письмо ФНС от 27 октября 2023 г. № БС-19-21/318@).
Но если для налоговой инспекции в этом случае вы будете добросовестным налогоплательщиком, то у органов финконтроля осуществление налоговых платежей за неиспользуемое имущество, скорее всего, вызовет претензии. Как правило, в таких случаях речь идет о неэффективном расходовании средств, и суды согласны с такой квалификацией (см. решение АС Амурской области от 31 октября 2023 г. по делу № А04-7550/2023, постановление Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва от 27 февраля 2023 г. по делу № 5-5/2023, постановление Восемнадцатого ААС от 31 октября 2019 г. по делу № А76-6432/2019). А вот о нецелевых тратах в подобных ситуациях говорить безосновательно - НК РФ обязывает учреждение уплачивать налог независимо от фактического наличия и использования транспортного средства (решение АС Республики Саха от 3 ноября 2023 по делу № А58-7788/2022). Также, по мнению ревизоров, сохранение на балансе не используемых в деятельности автомобилей причиняет ущерб в виде необоснованного уменьшения объема денежных средств учреждения, уплаченных в качестве транспортного налога (решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 27 октьября 2020 г. по делу № 2-1748/2020).
В этой связи вновь сделаем акцент: при проведении годовой инвентаризации следует уделить особое внимание оценке соответствия имущества понятию "актив" и организовать списание неиспользуемых по причине непригодности объектов. Если же признанный "неактивом" объект еще имеет полезный потенциал, но не используется по причине, например, несоответствия уставной деятельности учреждения, следует инициировать его передачу в казну. Ведь даже не отвечая критериям актива в учреждении, такое имущество по-прежнему входит в состав активов соответствующего публично-правового образования, а обладая полезным потенциалом, по решению органа по управлению имуществом вполне может быть передано в оперативное управление и использоваться другим учреждением. Соответствующие разъяснения давал Минфин.
При этом орган по управлению имуществом не может отказаться принимать в казну объект имущества, если учреждение-балансодержатель не использует и не планирует его использовать - на это еще в 2018 году указал Верховный Суд РФ. При этом отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, не может быть причиной отказа в зачислении неиспользуемого учреждением объекта в казну, поскольку противоречит органа по управлению имуществом (постановления Четырнадцатого ААС от 23.01.2024 № 14АП-9848/23 и Двадцатого ААС от 22.01.2024 № 20АП-8375/23).