Освобождение от налогообложения земель с ценными объектами культурного наследия: комментарий Минфина России
© Laures / Фотобанк Фотодженика |
Нормами налогового законодательства предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога с участков, ограниченных в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (подп. 2 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса). При этом ограниченными в обороте вышеуказанные земли признаются, если они отнесены к государственной или муниципальной собственности (подп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса).
Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов РФ означает, в частности, включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (п. 2 указа Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487). Собственнику или иному законному владельцу такого объекта выдается паспорт объекта культурного наследия (ст. 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).
Как поясняет Минфин России, при соблюдении указанных выше условий на земельные участки, входящие в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод, распространяется освобождение от уплаты земельного налога (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 декабря 2023 г. № 03-05-04-02/128281). Но стоит учесть, что сам по себе факт включения учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ не свидетельствует о наличии у организации оснований для применения освобождения от уплаты земельного налога в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение.