Медикам-совместителям и сестрам-хозяйкам положены ковидные доплаты
© VitalikRadko / Фотобанк Фотодженика |
Медико-санитарная часть не смогла оспорить в суде результаты проверки Управления Федерального Казначейства, которое проверило правильность начисления и выплат (за счет федеральной дотации) работникам медорганизаций, оказывающим медпомощь по диагностике и лечению COVID-19, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом COVID-19.
По расчетам Казначейства, медсанчасть недоплатила своим сотрудникам более 6 млн рублей указанных выплат - все спорные случаи касались выплат совместителям, внутренним или внешним, а также замещающим должность "сестры-хозяйки".
Суды всех инстанций согласились с позицией Казначейства (Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2023 г. № 304-ЭС22-23796).
Для лечения больных с диагнозом COVID-19 медсанчасть привлекала сотрудников по внутреннему совместительству, а также внешних совместителей. При этом дополнительные выплаты производились либо по основной ставке (должности), либо по внутреннему совместительству, а внешним совместителям данная выплата вообще не производилась.
Работающие по внутреннему совместительству должны получать дополнительную выплату за фактически отработанные нормативные смены как по основной ставке, так и по внутреннему совместительству при соблюдении условия осуществления такими работниками обязанностей по оказанию "ковидной" медпомощи.
Что касается выплат внешним совместителям, то из регионального акта о порядке осуществления таких выплат следует, что дополнительные выплаты не производятся внешним совместителям при условии получения ими этих дополнительных выплат (за нормативные смены) по основному месту работы. Между тем не все внешние совместители могли получать дополнительную выплату по основному месту работы, так как медорганизации, в которых данные медработники трудоустроены, не являлись получателями специальной субсидии. Доводы жалоб о том, что на работодателя не возложена обязанность выяснения трудоустройства внешнего совместителя по одному или нескольким местам работы, основаны на ошибочном толковании норм права.
Приказами главврача медсанчасти был сужен круг лиц, претендующих на получение выплаты, за счет исключения должности "сестра-хозяйка". Между тем право медсанчасти устанавливать перечень медработников, которым подлежат установлению дополнительные выплаты, не освобождает её от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов работников. Для целей назначения упомянутых выплат необходимо учитывать положения Номенклатуры № 1183н, Единого квалификационного справочника № 541. Неизбежность непосредственных контактов сестер-хозяек с пациентами CОVID-19 следует из должностной инструкции "сестры-хозяйки". При этом медсанчасть вела учет фактически отработанного времени работниками в должности "сестра-хозяйка" с пациентами с диагнозом COVID-19 в спорный период.
Довод о том, что должность "сестра-хозяйка" не требует медобразования, отклонен, поскольку не является юридически значимым обстоятельством. В рассматриваемом случае право на дополнительные выплаты зависит от наличия контактов работников при исполнении ими своих должностных обязанностей с пациентами с COVID-19 (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 11 августа 2023 г. № Ф04-3360/22).
Верховный Суд РФ отказал медсанчасти в пересмотре дела.