Совет ФПА разъяснил, почему поступившая жалоба на адвоката не подлежит направлению в иные органы
© Ingram / Фотобанк Фотодженика |
Разъяснения даны в связи с обращением Совета Адвокатской палаты Ростовской области (Разъяснение Совета ФПА РФ... (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 30 ноября 2023 г.)).
Совет ФПА пояснил, что рассмотрение жалоб в отношении адвокатов в связи с осуществляемой ими профессиональной деятельностью осуществляется в особом порядке, урегулированном в соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ.
Процедурные основы дисциплинарного производства, регламентированные вторым разделом Кодекса профессиональной этики адвоката для специальной категории письменных обращений - жалоб на действия (бездействие) адвоката, устанавливают необходимость принятия по поступившим в отношении адвоката жалобам одного из следующих решений:
- распоряжения об отказе в возбуждении дисциплинарного производства
- или распоряжения о возбуждении дисциплинарного производства при наличии допустимого повода и достаточных оснований.
Направление жалобы в иной орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение такого вопроса, данным специальным порядком не предусмотрено.
Кроме того, направление жалобы в иной орган или должностному лицу прямо противоречит требованиям Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ о сохранении адвокатской тайны.
При этом правила ч. 2 ст. 6 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ (о недопустимости разглашения при рассмотрении обращения содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия, и о том, что направление письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не является разглашением содержащихся в обращении сведений), не применимы к рассматриваемым отношениям, поскольку адвокатская тайна имеет иную правовую природу и приоритет по отношению к сведениям, касающимся частной жизни гражданина. Ее неприкосновенность и невозможность раскрытия без специального волеизъявления ее обладателя, прежде всего органам государственной власти и должностным лицам, является важнейшей гарантией конституционных прав на справедливое правосудие и квалифицированную юридическую помощь.