ФАС России объяснила, какая информация не является рекламой
© artursz / Фотобанк Фотодженика |
Антимонопольное ведомство выпустило руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснениями о том, что есть реклама, и об отличии рекламы от иных материалов (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2023 г. № 821/23).
Например, по мнению ФАС, не является рекламой:
- информация, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя (кроме случаев, когда на странице результатов поисковой выдачи помимо информации, предоставляемой поисковой системой по запросу пользователя, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров, например, всплывающий баннер или информация, размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы);
- отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах,
- информация на личной странице пользователя соцсети, не формирующая интерес к какому-либо товару и представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару (кроме случаев чрезмерного описания товара и его достоинств, призывов к покупке);
- информация СМИ о планируемых публикациях (анонсах) или сведения о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала;
- указание в периодическом печатном издании его наименования (названия), в том числе выполненное в виде логотипа;
- размещенные в печатных изданиях, теле- и радиопрограммах, а также в Интернете различные статьи, теле-, радио-, видео- и аудиопередачи, аудиовизуальные произведения и иные информационные материалы, не формирующие интереса к какому-либо товару;
- информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и производимых или реализуемых ими товарах (оказываемых услугах), сгруппированная по определенным рубрикам (то есть каталог) - поскольку подобная краткая информация, размещенная среди таких же однородных сведений многих юридических лиц, не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес ;
- единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте владельца агрегатора информации о товарах / услугах, а также на его страницах в соцсетях и официальном мобильном приложении, если указанные сведения предназначены для информирования об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, и сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям;
- информация о производимых товарах (оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях), размещенная на официальном сайте / странице в соцсети / официальном мобильном приложении производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий), если эти сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте своих товаров (услуг, организуемых мероприятиях), условиях их приобретения (участия в них), ценах и скидках, правилах пользования (участия);
- информация о реализуемых товарах разных производителей, размещенная на официальном сайте / странице в соцсети / официальном мобильном приложении продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. Также при указанных способах размещения информации не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т. п.;
- информация на официальном сайте компании или мероприятия о спонсорах / партнерах с изображением товарных знаков (логотипов) таких спонсоров / партнеров в специальном разделе сайта, посвященном описанию именно спонсоров / партнеров (если она не формирует интерес непосредственно к спонсорам и они не являются самостоятельными объектами рекламирования).
В то же время ФАС обращает внимание, что рекламой может признаваться:
- информация, направленная не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т. п.),
- размещаемая на сайте, на странице в соцсетях / официальном мобильном приложении производителя товаров (лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий) или продавца товаров такая информация об иных хозяйствующих субъектах, которая привлекает внимание к ним, а не деятельности указанных производителя или продавца;
- информация о товаре или лице, которая не воспринимается как составная часть общего сюжета произведения (отдельной его части), выходит за рамки общего содержания теле-, радиопередачи или теле-, радиопрограммы, видеоролика, при этом такие товар или лицо представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках.