Ноябрь – время планировать доходы медучреждения: финансирование программы ОМС – 2024
© Ra№gizzz / Фотобанк Фотодженика |
Закон о бюджете ФФОМС на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов уже принят в первом чтении, а значит самое время проанализировать и проект программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, особенно в части норматива финансовых затрат на единицу объема медпомощи, а также порядок и структуру формирования тарифов на медпомощь и способы ее оплаты. Ведь в большей степени от подходов, сформированных на федеральном уровне, зависят порядок и объемы финобеспечения оказания медпомощи за счет средств ОМС в регионах (Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минздравом 10.10.2023)).
Подушевой номатив, на основании которого рассчитаны объемы предоставляемых регионам субвенций, увеличен до 19 169 руб. - на 14,3 % по сравнению с 2023 годом. Процент увеличения обусловлен показателями социально-экономического прогноза, согласно которому индекс потребительских цен на 2024 год составит 4,5 %. При определении индекса роста среднемесячной заработной платы работников, который составляет 9,8 %, были использованы данные статистической формы № 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению".
Итак, какие же параметры Программы госгарантий планируется установить на 2024 год?
Увеличить размер финансового обеспечения фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. Обслуживающие от 101 до 900 человек ФАПы получат прибавку всего на 5 %, а те, кто принимает от 901 до 2000 человек, - до 35 %.
В рамках базовой программы ОМС средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи могут быть увеличены:
- вызов скорой специализированной медицинской помощи - на 11%;
- тарифы на проведение отдельных диагностических / лабораторных исследований (КТ, МРТ, УЗИ, эндоскопия, лабораторные исследования и т.п.) - на 8 %;
- профосмотры, диспансеризация и углубленная диспансеризация - на 8 %, в т.ч. планируется увеличить и норматив объема медицинской помощи по указанным профилактическим мероприятиям.
Кроме того, регионам предоставят право самостоятельной корректировки территориальных тарифов на оказание ПЭТ / КТ-диагностики, тестирование на COVID-19 и скрининг на выявление гепатита С.
Изменить принцип оплаты диспансерного наблюдения, которое будет представлять собой три самостоятельных вида наблюдения: за онкологическими больными, пациентами с сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Выглядеть это будет так:
Вид наблюдения | Сейчас – в 2023 году | Планируется в 2024 году | ||
Средние нормативы объема медицинской помощи | Средние нормативы финансовых затрат | Средние нормативы объема медицинской помощи | Средние нормативы финансовых затрат | |
Диспансерное наблюдение, в т.ч. по профилям / видам: | 0,261736 | 1 268,6 | - | - |
- онкология | - | - | 0,04505 | 3 142,3 |
- сахарный диабет | - | - | 0,0598 | 1 186,4 |
- сердечно-сосудистые заболевания | - | - | 0,12521 | 2 638,1 |
Выделить отдельно нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара для первичной медико-санитарной помощи и для специализированной, в том числе ВМП. Это позволит расширить объем оказываемой медицинской помощи в поликлиниках, имеющих прикрепленное население, для пациентов, не нуждающихся в проведении лабораторных / инструментальных исследований и лечебных мероприятий с использованием сложного ресурсоемкого оборудования. В то же время для пациентов, которым не требуется постоянное врачебное наблюдение и лечение с использованием сложного оборудования и специальных методов в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную (типа онкологических, эндокринологических и т.п. диспансеров и больниц), станет доступна первичная специализированная медицинская помощь указанного профиля, приближенная к месту их жительства.
Планируется, что выделение нормативов для первичной медико-санитарной помощи будет выглядеть так:
Вид медицинской помощи | Сейчас – в 2023 году | Планируется в 2024 году | ||
Средние нормативы объема медицинской помощи | Средние нормативы финансовых затрат | Средние нормативы объема медицинской помощи | Средние нормативы финансовых затрат | |
Дневной стационар, в т.ч. | - | - | - | - |
- первичная медико-санитарная помощь | - | - | 0,038207 | 17 706,6 |
- специализированная помощь, в том числе ВМП | 0,070132 | 25 780,5 | 0,041143 | 36 837,37 |
В условиях дневного стационара появится возможность лечения гепатита С:
Вид медицинской помощи | Сейчас – в 2023 году | Планируется в 2024 году | ||
Средние нормативы объема медицинской помощи | Средние нормативы финансовых затрат | Средние нормативы объема медицинской помощи | Средние нормативы финансовых затрат | |
Лечение гепатита С (дневной стационар) | - | - | 0,000277 | 143 842,4 |
Практически без изменения останется стоимость случаев лечения по профилю "Онкология" в условиях дневных стационаров. Основание - снижение закупочных цен химиотерапевтических препаратов (для профиля "Онкология"). А для случаев экстракорпорального оплодотворения планируется снижение норматива финансовых затрат на 17%.
Не менее 1% от общего объема реабилитации, проводимой в стационарных условиях, должна составлять продолжительная медицинская реабилитация (длительностью 30 суток и более) для пациентов, в том числе ветеранов боевых действий, принимавших участие (содействовавших выполнению задач) в СВО.
Разрешить оплату диализа не только за оказанную услугу, но и по системе КСГ. Так, в тексте документа о способах оплаты медицинской помощи указано, что она осуществляется "за случай госпитализации (законченный случай лечения) по поводу заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в т.ч. числе КСГ заболеваний, группу ВМП), в том числе в сочетании с оплатой за услугу диализа или по КСГ заболеваний, связанной с услугой диализа".
Включить в ОМС услуги медико-психологического консультирования пациента.