Внесудебное банкротство гражданина: поправки с 3 ноября 2023 года
© lightsource / Фотобанк Фотодженика |
С 1 сентября 2020 года в России действует механизм, позволяющий гражданам самим инициировать процедуру своего банкротства. Внесудебный порядок банкротства уже показал себя достаточно эффективным, поэтому законодатель периодически возвращается к правовым нормам в этой области, чтобы актуализировать некоторые положения и привести их в соответствие с текущими реалиями и социальными запросами общества.
Так, 4 августа 2023 года был принят Федеральный закон № 474-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который направлен на расширение доступности внесудебной процедуры банкротства граждан. Большинство поправок, предусмотренных этим законом, вступают в силу сегодня – 3 ноября 2023 года. На ключевых из них остановимся более подробно.
Инициирование процедуры внесудебного банкротства
Поправками расширяется диапазон задолженности, позволяющий гражданину инициировать процедуру внесудебного банкротства. Если ранее общий размер долга, допускающий обращение с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, был установлен в пределах от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., то с 3 ноября его минимальный предел составит 25 тыс. руб., а максимальный – 1 млн руб. Напомним, в общей сумме долга учитываются денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, включая обязательства:
Быстро и правильно заполнить заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке поможет пример заполнения, размещенный в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ- срок исполнения которых не наступил;
- по уплате алиментов;
- по договору поручительства независимо от просрочки основного должника (п. 1 ст. 223.2 закона о банкротстве).
Также будет уточнен перечень оснований, при наличии которых допускается применение внесудебного банкротства. Если ранее для инициирования процедуры внесудебного банкротства было достаточно, чтобы в отношении гражданина, имеющего сумму долга в установленных пределах, не было начато исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю и не было возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю, то теперь появятся четыре отдельные группы оснований, при наличии одного из которых можно будет применять процедуру внесудебного банкротства.
Первое основание дублирует то, что уже закреплено в законе, но с небольшим уточнением, – в отношении должника на дату подачи заявления окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю (независимо от объема и состава требований) и не имеется иных неоконченных или непрекращенных исполнительных производств по взысканию денежных средств, возбужденных после возвращения исполнительного документа взыскателю.
Второе связано с одновременным соблюдением ряда условий:
- основной доход гражданина составляет страховая пенсия (с учетом фиксированной выплаты к ней и повышений фиксированной выплаты), пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата или пенсия в рамках военной службы, противопожарной службы, службы в органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, органах принудительного исполнения;
- выданный не позднее чем за год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения), и данные требования не исполнены или исполнены частично;
- у гражданина на дату подачи заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, за исключением доходов от получения пенсии.
При этом уточняется, какие документы должен приложить получатель соцвыплат к заявлению о признании его банкротом во внесудебном порядке. Во-первых, это справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи гражданин является получателем пенсии или срочной пенсионной выплаты. Она выдается гражданину СФР либо пенсионным органом Минобороны России, МВД России, ФСИН России, ФССП России, ФСБ России, Генпрокуратуры или Следственного комитета РФ, назначившими соответствующие пенсию или выплату, в течение 10 рабочих дней со дня обращения гражданина с заявлением о ее выдаче. Формы справки и заявления о выдаче уже утверждены Приказом Минэкономразвития России от 9 октября 2023 г. № 706.
Во-вторых, нужна справка, подтверждающая, что на дату ее выдачи выданный не позднее чем за год до обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения), и данные требования не исполнены или исполнены частично. Ее можно будет получить в банке или иной кредитной организации, организации или у лица, выплачивающего гражданину-должнику зарплату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, в подразделении судебных приставов, ведущем или прекратившем исполнительное производство. К слову, норма об обязанности банков выдавать по запросу физлица такую справку, появилась в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – закон об исполнительном производстве). Максимальный срок получения справки – 10 рабочих дней со дня обращения гражданина (подп. 2 п. 3.1 ст. 223.2 закона о банкротстве, ст. 9.1 Закона об исполнительном производстве).
Третья группа оснований тоже касается одновременного соблюдения условий:
- гражданин является получателем ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка;
- выданный не позднее чем за год до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения) в установленном порядке, и эти требования не исполнены или исполнены частично;
- у гражданина на дату подачи заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
При таком основании к заявлению нужно будет приложить справку: свидетельствующую, что гражданин является получателем ежемесячного пособия на ребенка (ее выдает СФР по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 9 октября 2023 г. № 706); подтверждающую, что на дату ее выдачи выданный не позднее чем за год до этого исполнительный документ предъявлялся к исполнению, но требования по нему не исполнены или исполнены частично (п. 3.2 ст. 223.2 закона о банкротстве, ст. 9.1 закона об исполнительном производстве).
Наконец, четвертое основание говорит о том, что выданный не позднее чем за 7 лет до даты обращения с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ имущественного характера предъявлялся к исполнению (направлялся для исполнения), но данные требования не исполнены или исполнены частично. Этот факт должен быть подтвержден соответствующей справкой, полученной в банке, иной кредитной организации, подразделении судебных приставов или у лиц, выплачивающих должнику-гражданину периодические платежи (п. 1 ст. 223.2 закона о банкротстве, ст. 9.1 закона об исполнительном производстве).
Таким образом, с учетом свежих поправок пенсионеры и граждане, получающие пособие на детей, которое является их единственным доходом, при отсутствии имущества, на которое может быть обращено взыскание, смогут воспользоваться процедурой внесудебного банкротства через год после начала принудительного взыскания долга, а другие категории граждан – через 7 лет. Инициировать процедуру они смогут через МФЦ.
Следует учитывать, что все справки, прилагаемые к заявлению о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, должны быть свежими – полученными не ранее чем за три месяца до даты обращения с заявлением. При этом если гражданин не удовлетворяет условию, соответствие которому должна подтвердить справка, ему откажут в выдаче справки, уведомив об этом при его обращении по истечении срока выдачи (п. 3.4 ст. 223.2 закона о банкротстве). Следует учитывать, что с 1 июля 2024 года предоставление таких справок будет необязательным – при наличии технической возможности необходимые сведения будут передаваться по единой системе межведомственного электронного взаимодействия (п. 5.2 ст. 223.2 закона о банкротстве).
Согласно поправкам гражданин в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке должен подтвердить соблюдение указанных условий, при том, что, по общему правилу, их соблюдение предполагается и не требует дополнительного подтверждения гражданином и проверки, в том числе МФЦ. Между тем, помимо рассматриваемых условий для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуются соблюдение или подтверждение соблюдения иных условий, в том числе предусмотренных законом о банкротстве.
Если заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке будет подано по новым основаниям, закрепленным в законе с 3 ноября, то МФЦ в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения такого заявления, включит в реестр сведений о банкротстве проект сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, которое не подлежит размещению в открытом доступе в Интернете. Там же будут отражены сведения о представлении гражданином необходимых справок с приложением их электронных образов (п. 5.1 ст. 223.3 закона о банкротстве).
Наконец, с 10 до 5 лет сокращен срок, по истечении которого гражданин вправе повторно инициировать внесудебное банкротство (п. 8 ст. 223.2 закона о банкротстве).
Иные поправки
В числе других поправок, которые тоже начнут действовать с 3 ноября, можно выделить следующие:
- предоставление финансовому управляющему права обращаться в Роструд с заявлением, в котором сообщается о признаках, указывающих на наличие события административного правонарушения в части нарушения трудовых прав гражданина, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, касающихся выплаты зарплаты или иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;
- увеличение максимального срока реализации плана реструктуризации долгов гражданина с 3 до 5 лет, а если этот план утвержден арбитражным судом, – с 2 до 3 лет;
- уточнение перечня случаев, когда в реестре размещается сообщение о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата, – если не соблюдено условие об общем размере денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей или если при подаче заявления о признании банкротом во внесудебном порядке нарушены сроки на повторную подачу заявления при его возврате (не ранее чем через месяц со дня возврата) или повторную подачу заявления о признании банкротом во внесудебном порядке (допускается не ранее чем через 5 лет после прекращения процедуры банкротства) (п. 5.7 ст. 223.2 закона о банкротстве);
- закрепление возможности обжаловать не только возврат гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке, но и действия, связанные с предоставлением органом или организацией недостоверной информации, которые привели к размещению в реестре сведений о банкротстве сообщения о возврате гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке, – их можно обжаловать в арбитражный суд по месту жительства (п. 7 ст. 223.2 закона о банкротстве);
- расширение состава сведений, включаемых в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, за счет включения в него сведений об условии, в соответствии с которым гражданин обратился с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке (п. 1 ст. 223.3 закона о банкротстве);
- уточнение порядка опубликования сведений, связанных с процедурой внесудебного банкротства, – в частности, днем их опубликования признается дата размещения сообщения в реестре по московскому времени, а течение установленных сроков, зависящих от опубликования соответствующих сведений, начинается на следующий день после даты их опубликования по московскому времени (п. 3-4 ст. 223.3 закона о банкротстве);
- расширение функционала программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве – оператору реестра в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу поправок необходимо обеспечить с использованием программно-аппаратного комплекса включение в реестр сведений о завершении процедур внесудебного банкротства граждан, срок завершения которых наступил до дня вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 474-ФЗ, и сведения о которых ранее не были опубликованы (п. 8 ст. 6 закона № 474-ФЗ).
Еще одна поправка направлена на корректировку процедуры отражения данных в реестре при наличии в банке данных в исполнительном производстве сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю из-за отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание, и при отсутствии сведений о ведении иных исполнительных производств после возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений. В этом случае МФЦ должен включить проект сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, которое не подлежит размещению в открытом доступе в Интернете, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Если оснований для возврата заявления нет, то оператор реестра включит сведения о возбуждении процедуры банкротства в реестр в течение одного рабочего дня (абз. 2, абз. 4 п. 5 ст. 223.2 закона о банкротстве).
Вместе с тем, дополнен список случаев, позволяющих кредитору обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом в период со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в реестр и до дня завершения или прекращения этой процедуры. По сути, речь идет об инициировании перевода внесудебного банкротства в судебное при наличии обоснованных предположений или представлении доказательств, свидетельствующих о наличии у гражданина-должника имущества или дохода либо о совершении им или другими лицами за счет должника сделок, которые можно оспорить и погасить за счет них требования кредитора в существенном объеме (абз. 5 подп. 2 п. 2 ст. 223.5 закона о банкротстве).
***
Изменения, направленные на уточнение условий и порядка осуществления процедуры внесудебного банкротства гражданина, в частности, расширение круга лиц, которым будет доступна процедура внесудебного банкротства через МФЦ, должна сделать механизм внесудебного банкротства еще проще и удобнее для россиян. Эксперты отмечают высокую актуальность и выраженную социальную направленность поправок, поскольку внесудебная процедура банкротства позволяет гражданам на безвозмездной основе и в короткие сроки избавиться от долговой нагрузки.