Предлагается обязать застройщика выполнять все рекламные обещания перед участниками долевого строительства
© kchungtw / Фотобанк Фотодженика |
Законопроект1 с дополнениями в ст. 494 Гражданского кодекса был внесен в Госдуму 16 октября 2023 года.
Авторы документа предлагают признавать публичной офертой любую информацию, распространяемую застройщиком в целях привлечения денег физлиц и юрлиц для долевого строительства МКД и иных объектов недвижимости.
Если законопроект примут, застройщики будут обязаны выполнять все рекламные обещания перед участниками долевого строительства. Например, если застройщик указал в рекламных буклетах, что обязуется построить инфраструктуру (детский сад, парк, спортивную площадку), то он должен будет это сделать, даже если в договоре долевого строительства это обязательство не указано.
В пояснительной записке отмечается, что в последнее время возросло количество случаев, когда застройщики подчеркивают достоинства своих объектов, описывая планы по созданию инфраструктуры, а граждане принимают эту информацию в качестве надежной и достоверной. В результате они приобретают квартиры с ожиданиями, что все социальные объекты и другие удобства, указанные в рекламных буклетах, будут реализованы.
При этом, информация, распространяемая в рекламных буклетах, не является публичной офертой и носит информационный характер. Таким образом, застройщики освобождены от ответственности, если рекламные обещания о создании детского сада или школы не будут реализованы. В случае судебного спора они утверждают, что объекты соответствуют проектной документации и договорам, а отсутствие обещанных в рекламных буклетах объектах и свойств дома или двора не является нарушением обязательств.
В пояснительной записке в качестве примера приведена статистика в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, при строительстве жилых комплексов в этом регионе в 78,1% случаях застройщики из сегмента масс-маркета не выполнили свои обещания, которые касались строительства социальной инфраструктуры на территории ЖК. При строительстве жилья бизнес-класса застройщики также зачастую не сдерживают обещания (в 57,1% случаев). В Ленинградской области ни в одной из сданных новостроек в 2017-2019 годах придомовое пространство не соответствовало в полной мере рекламной визуализации.
В пояснительной записке отмечается, что текущее правовое регулирование позволяет привлечь застройщиков к ответственности за недобросовестную рекламу. Однако оно не является эффективным инструментом сдерживания застройщиков от введения потребителей в заблуждения относительно свойств объекта долевого строительства.
Предполагается, что принятие законопроекта создаст гарантии для граждан, что рекламные обещания будут исполнены, что, в свою очередь, поспособствует укреплению доверия покупателей к застройщикам и отрасли недвижимости в целом.
В случае принятия документа он вступит в силу со дня его официального опубликования.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 459956-8 "О внесении изменений в статью 494 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.