Осенний призыв – 2023: текущие изменения
© nikitabuida / Фотобанк Фотодженика |
Уже совсем скоро в России стартует осенний призыв на военную службу. Традиционно он проходит два раза в год – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Иные сроки предусмотрены только для жителей отдельных районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей, педагогов и граждан, проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах (ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее – закон № 53-ФЗ). Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 закона № 53-ФЗ).
О порядке призыва на военную службу, особенностях предоставления отсрочки от призыва или освобождения от службы и об ответственности за уклонение от призыва портал ГАРАНТ.РУ рассказывал ранее. Большинство общих норм, касающихся порядка проведения призывной кампании, сохранились, однако некоторые изменения все-таки имеются. Они касаются внедрения электронных повесток и установления ограничений для призывников, уклоняющихся от явки в военкомат по повестке, формирования реестра воинского учета и реестра повесток, уточнения порядка обжалования решений призывной комиссии, а также усиления ответственности за отдельные нарушения. На самых важных поправках остановимся более подробно.
Новые ограничения для призывников
В каких случаях повестка ни к чему не обязывает призывника? Узнайте из материала "Повестка в военкомат" в Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступКлючевым нововведением текущего года является установление в законе № 53-ФЗ временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата. Им посвящена отдельная статья 7.1 указанного закона. Она предусматривает введение запрета для граждан, подлежащих призыву на военную службу, выезжать из России со дня размещения в отношении них повестки военного комиссариата в общедоступном реестре направленных (врученных) повесток. Когда запустят упомянутый реестр, решение о принятии такой временной меры будет автоматически формироваться в реестре воинского учета в день формирования повестки и подписываться электронной подписью военного комиссара. Призывник узнает о наложении запрета из информации, направленной в его личный кабинет на портале госуслуг в день размещения повестки в реестре. Аналогичная информация поступит в Минобороны России, в МВД России и будет отражена в реестре воинского учета.
Указанный запрет введен с 14 апреля 2023 года, но 4 августа уточнен срок начала его действия – не со дня, когда повестка считается врученной, а со дня размещения ее в реестре направленных (врученных) повесток. Такое ограничение будет действовать до исполнения обязанности призывника явиться по повестке в военный комиссариат (ст. 15.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
На добровольную явку теперь отведено 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, – по истечении этого периода, если гражданин без уважительной причины не явится в военкомат, в отношении него смогут применить и другие временные меры, направленные на обеспечение явки. Речь идет о таких мерах, как:
- запрет на госрегистрацию физических лиц в качестве ИП;
- запрет на постановку на учет в налоговом органе физлица в качестве налогоплательщика, применяющего НПД;
- приостановка на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) госрегистрацию прав;
- ограничение на пользование правом на управление транспортными средствами;
- запрет на госрегистрацию транспортных средств;
- отказ в заключении кредитного договора или договора займа.
По усмотрению региональных органов власти к уклонистам могут применяться и иные временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке, например, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных в субъекте РФ.
Информацию о применении временных мер автоматически будут направлять в электронной форме гражданину в личный кабинет на портале госуслуг, а также в ФНС России, Росреестр и МВД России и отражать в реестре воинского учета. Ограничения отменят, когда в реестре воинского учета появятся сведения о явке по повестке или о подтверждении уважительных причин неявки. Об этом тоже уведомят и призывника, и заинтересованные органы власти.
Напомним, уважительными причинами неявки по повестке при условии документального подтверждения являются:
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (п. 2 ст. 7 закона № 53-ФЗ).
После применения ограничительных мер может наступить административная и уголовная ответственность. При этом следует учитывать, что решения о применении временных мер могут быть обжалованы в порядке, установленном разделом V.1 закона № 53-ФЗ.
Реестр повесток
Согласно поправке в закон № 53-ФЗ, вступившей в силу с 14 апреля 2023 года, в России создадут не только реестр воинского учета, но и реестр направленных (врученных) повесток. Он будет формироваться в автоматическом режиме на основании сведений реестра воинского учета о направлении военным комиссариатом повесток в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на таком учете. В состав сведений реестра повесток войдут не только сведения о призывнике – его Ф. И. О., дате рождения, о документе, удостоверяющем личность, и о месте жительства или пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией, но и сведения о направившем повестку военном комиссариате, дате направления повестки и дате, когда она считается врученной, дате явки в военкомат, а также информация о применении в отношении гражданина временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке.
Также в законе № 53-ФЗ уже прописаны возможные способы получения гражданами, состоящими на воинском учете или не состоящими, но обязанными состоять, доступа к информации, содержащейся в реестре повесток, и получения выписки из реестра воинского учета. В частности, речь идет о предоставлении авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в реестре повесток, размещении уведомления в личном кабинете на портале госуслуг и о личном обращении в МФЦ с запросом о размещении выписки в личном кабинете реестра повесток. Граждане могут выбрать любой из перечисленных способов по своему усмотрению (п. 4 ст. 8.3 закона № 53-ФЗ).
Несмотря на то что юридически нормы о формировании реестра воинского учета и реестра повесток уже вступили в силу, сами реестры еще не заработали, поскольку для их формирования и введения в эксплуатацию необходимо соблюдение серьезных требований к технической инфраструктуре и обеспечение достаточного уровня информационной безопасности. Ранее Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев анонсировал, что реестры заработают к старту осеннего призыва в армию – 1 октября текущего года. О планируемом запуске реестра повесток в текущем году упоминается и на портале госуслуг. Там же говорится, что в настоящее время повестки направляются только двумя способами – заказными письмами или вручаются лично под расписку.
Между тем, Правительство РФ уже подготовило проект правил создания и ведения указанных реестров (ID проекта 01/01/05-23/00138095). Документ прошел антикоррупционную экспертизу. Согласно проекту оператором реестра повесток будет Минобороны России. Одной из функций реестра станет обеспечение возможности формирования повесток в электронном виде и подписания их усиленной квалифицированной электронной подписью военного комиссара. Направление сформированных в реестре электронных повесток планируется осуществлять с использованием соответствующей информационной системы посредством ее размещения в личном кабинете гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Направленная таким способом повестка будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе.
Порядок получения повесток
В 2023 году претерпел изменения и порядок получения повесток – это касается и норм закона № 53-ФЗ, поправки в который начали действовать с 14 апреля, и Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, изменения в которое вступили в силу с 5 августа текущего года.
Так, в закон № 53-ФЗ внесено уточнение, предусматривающее, что повестки направляются в письменной и дублируются в электронной форме – когда заработает реестр направленных (врученных) повесток, они появятся в личных кабинетах граждан в этом реестре. Кроме того, появилась возможность направлять повестки по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания. Такие способы введены в дополнение к традиционному вручению повесток лично под расписку или по месту работы или учебы призывника.
Согласно апрельским поправкам повестки, направленные по почте, считаются врученными под расписку в день доставки (вручения) соответствующих заказных писем при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) письма адресату. Причем даже если гражданин откажется от получения повестки, направленной таким способом, повестка будет считаться врученной ему в день такого отказа при условии, что отказ зафиксирован.
Что касается повесток в электронной форме, то они будут формироваться и направляться военными комиссариатами муниципалитетов автоматически с учетом графиков работы призывных комиссий посредством реестра воинского учета. Уведомлять об их направлении начнут в том числе через личный кабинет гражданина на едином портале госуслуг, а при наличии технической возможности – и на региональном портале госуслуг. Повестка, направленная в электронной форме, будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе.
Подчеркнем, даже когда будет запущен реестр повесток, сами электронные повестки приходить на портал госуслуг не будут, там появится лишь уведомление о том, что такая повестка создана и размещена в реестре повесток. Как поясняется на портале госуслуг, отказаться от размещения повестки в реестре будет невозможно – формирование в нем повесток будет происходить автоматически независимо от наличия или отсутствия у гражданина учетной записи на портале госуслуг. Поэтому даже удаление своего аккаунта на портале госуслуг не отменит факта вручения повестки и не поможет избежать необходимости посетить военкомат, это лишь приведет к тому, что призывник вовремя не узнает о вызове в военкомат по повестке, о наложении временных ограничений или внесении изменений в сведения воинского учета. Более того, удаление учетной записи на портале госуслуг лишит призывника возможности обжаловать онлайн решения призывной комиссии или комиссии по постановке на воинский учет.
Также отметим, что законодательно теперь предусмотрена и возможность вручения гражданину, подлежащему призыву на военную службу, повестки под роспись непосредственно в военном комиссариате (п. 2.2 ст. 31 закона № 53-ФЗ).
По действующему законодательству если повестка по какой-либо причине не была вручена лично, по почте или в электронной форме, то она все равно будет считаться врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в реестре повесток.
Законодательно урегулирован и случай, когда гражданин получил повестку после указанной в ней даты явки в военкомат. В этом случае ему предписывается в двухнедельный срок со дня получения повестки сообщить об этом лично, явившись в военный комиссариат, либо через портал госуслуг. Срок явки установлен также для ситуаций, когда гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий права на отсрочку или освобождение от нее, не получил повестку военного комиссариата в период проведения призывной кампании. Явиться в военкомат для сверки данных воинского учета необходимо в течение двух недель со дня начала следующего периода проведения призыва на военную службу (п. 2.1 ст. 31 закона № 53-ФЗ).
Обжалование решений, связанных с призывом
С 14 апреля 2023 года в законе № 53-ФЗ появился новый раздел, регулирующий порядок обжалования отдельных решений, принимаемых в рамках указанного закона (раньше этому вопросу была посвящена только часть одной из статей закона). Речь идет о решениях, выносимых комиссией по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссией, решениях об установлении временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, а также решениях об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре воинского учета. Что касается решений призывной комиссии, то имеются в виду решения о: призыве на военную службу; направлении на альтернативную гражданскую службу; предоставлении отсрочки или об освобождении от призыва; зачислении в запас; освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст. 28 закона № 53-ФЗ). Все перечисленные решения могут быть обжалованы в досудебном порядке в призывную комиссию субъекта РФ или в суд.
Согласно новым нормам в региональную призывную комиссию жалобу могут подать не только сами призывники, но и их законные представители – когда заработает реестр воинского учета, сделать это можно будет не только через МФЦ, но и онлайн на портале госуслуг – соответствующий функционал появится на портале. При направлении жалобы в электронном виде через портал ее потребуется подписать простой электронной подписью. В день поступления жалобы призывная комиссия субъекта РФ направит уведомление о ее поступлении в военный комиссариат или комиссию, чьи решения или заключения обжалуются. При этом гражданин сможет отозвать направленную им жалобу вплоть до принятия решения по ней, но с оговоркой, что повторно подать жалобу по тем же основаниям он не сможет.
Конкретизировано содержание жалобы. В частности, уточняется, что жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц военного комиссариата, призывной комиссии, комиссии по постановке граждан на воинский учет или членов их семей (ст. 35.3 закона № 53-ФЗ). Предусмотрена возможность продления срока рассмотрения жалобы при необходимости проведения в отношении гражданина медосвидетельствования или медобследования, срок проведения которых превышает срок рассмотрения жалобы, – на срок, необходимый для их проведения, но не более чем на 10 рабочих дней.
Ответственность
Часть поправок затрагивает отдельные составы административных правонарушений, связанных с воинским учетом и порядком прохождения военной службы. Так, будет усилена ответственность за неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет. Такое деяние сейчас грозит предупреждением или штрафом в размере от 500 руб. до 3 тыс. руб. С 1 октября текущего года неявка в военкомат по повестке повлечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Также появятся отдельные санкции за:
- несообщение в военкомат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией (штраф составит 1-5 тыс. руб.);
- несообщение сведений о выезде из России на срок более полугода или въезде в страну либо неявку в военкомат по этой причине (предусмотрен штраф в сумме 5-15 тыс. руб.);
- несообщение в военкомат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией (за такое деяние последует штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ст. 21.5 КоАП в редакции от 1 октября 2023 года).
Кроме того, возрастут штрафы для граждан за уклонение от медобследования по направлению призывной комиссии и за умышленные порчу или утрату документов воинского учета. За первое правонарушение штраф будет составлять 15-25 тыс. руб., а за второе – 3-5 тыс. руб. Напомним, ранее за оба деяния был предусмотрен штраф в сумме от 500 руб. до 3 тыс. руб.
Существенно ужесточатся и санкции за неоповещение граждан руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении таких вызовов (повесток), в том числе в электронной форме, либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке). Сейчас такое деяние влечет наложение штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб., а с 1 октября должностным лицам при таком нарушении придется заплатить штраф в сумме от 40 тыс. до 50 тыс. руб., а юридическим лицам – от 350 тыс. до 400 тыс. руб. (ст. 21.2 КоАП РФ). В свою очередь, непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций сведений, необходимых для ведения воинского учета, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Следует помнить, что действующее законодательство предусматривает также уголовную ответственность за некоторые преступления в области военной службы. В частности, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее грозит штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 328 УК РФ).
Иные поправки
Другие поправки, хоть и косвенно, но тоже связаны с порядком призыва в армию. Они касаются, например, уточнения полномочий должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности. Так, работодателей обязали подавать сведения о военнообязанных работниках через портал госуслуг.
При этом некоторые иные поправки из числа уже принятых пока еще не вступили в силу. В числе последних – повышение с 1 января 2024 года максимального возраста для призыва в армию с 27 до 30 лет. Отметим, минимальный возраст призыва – 18 лет – сохранен. В осенний призыв 2023 года возрастные критерии для призыва в армию останутся прежними – на военную службу призовут граждан в возрасте с 18 до 27 лет.
***
Несмотря на то что часть поправок текущего года юридически уже начали действовать, но фактически еще не реализованы на практике (например, в части создания реестров воинского учета и повесток), осенний призыв состоится и будет проведен по правилам, установленным действующим законодательством.
Реализации новых норм не должно помешать даже отсутствие необходимых информресурсов и систем. Ведь не зря в Федеральном законе от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержится оговорка, позволяющая осуществлять мероприятия, предусмотренные поправками, без их использования вплоть до начала эксплуатации таких информационных ресурсов и систем. Речь идет в том числе о мероприятиях, связанных с постановкой на воинский учет без личной явки, направлением повесток в электронной форме, применением временных мер, нацеленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата (ч. 2 ст. 9 Закона № 127-ФЗ).